«Дикий Мед»

Веселая вдоваГруппа «Дикий Мед» («ДМ») организована в 1978г. двумя студентами архитектурного факультета МИСИ, и некоторое время существовала как англоязычный гитарный дуэт М.Коваль — С.Федотов, известный довольно узкому кругу любителей.

Веселая вдоваВоспоминания участника и очевидца с сайта группы «Дикий Мед» 
Группа «Дикий Мед» («ДМ») организована в 1978г. двумя студентами архитектурного факультета МИСИ, и некоторое время существовала как англоязычный гитарный дуэт М.Коваль — С.Федотов, известный довольно узкому кругу любителей. Впоследствии к отцам-основателям присоединились Ю.Штыков (Штык), пылким участием и отеческими заботами которого «ДМ», (тогда еще — «Булочная Штыкова & К») всегда имели боевой настрой, стол и кров; Сергей Борисович Савенко (Дузо) — бас-гитара, старинный, еще детсадиковский, друг МК, и участник группы «Bats», Игорь Престинский — ударные (Престя).
Уже в эти благословенные времена М.Коваль баловался кой-какими стишатами на «великом и могучем», но это были в основном милые и безобидные студенческие писульки — дружеские шаржи, зарисовки «на злобу дня», послания к «милым дамам», и прочие благоглупости. Однако же первые синяки и шишки, полученные во «взрослой» жизни, и, особенно, «незабываемые» впечатления, полученные в славных рядах СА (вместе с радикулитом, язвой желудка, и званием гвардии старшего сержанта) быстро протрезвили нашего героя. Розовый флер юности был безжалостно сорван, показалась страшная, но честная, морда действительности.
Столкнувшись нос к носу с вечной и неизбывной проблемой «художник и тоталитарное государство», почувствовав на собственной шкуре невозможность высказать, выплакать боль и радость русской души чужим, пускай и очень рок-н-ролльным языком, «ДМ» начинают петь на русском.
1982г. — дембель, восстановление в институт, ночные репетиции в «красном уголке» какого-то завода, пиво, портвейн, конкурс семейных ансамблей, Андропов, аресты в кино и пивбарах, «Тут вам не ТАМ!», «undergrownd». Тоска, все как у людей.

“Веселая вдова”

Именно с этих пор творчество группы становится известным не только широким рок-н-рольным массам, но и работникам соответствующих «органов», причем внимание последних было привлечено в большей мере скандальной программой Севы Новгородцева на Би-Би-Си , посвященной рок-н-роллу в СССР, с упоминанием «ДМ» , чем собственно музыкальной деятельностью группы. Как информация о группе попала в «Русскую Службу» Би-Би-Си доселе остается неизвестным. Однако же, ряды поклонников «ДМ» пополнились новыми, внимательными и вдумчивыми слушателями, и, как результат, последовали таинственные исчезновения тетрадей с текстами из запертых репетиционных комнат ДК, вызовы в особый отдел, сопровождаемые ласковыми советами бросить, так сказать, «все эти дела», и, наконец, предмет особой гордости группы, — толстая (со спичечный коробок) папка с досье на «ДМ» , которая, будем надеяться, до сих пор пылится где-нибудь на полке.
А в архиве С.Ткаченко (Ткача), инженера и продюсера первых подпольных записей «ДМ», первовосприемника и критика новорожденных хитов 80-х , как пулеметные ленты в музее славы давно минувшей войны стоят катушки с магнитной лентой «Свема» и к ним не зарастает народная тропа «юных пионэров» рок-н-ролла.
Наконец, в середине восьмидесятых, вследствие известных событий «ДМ» активизирует свою деятельность. В 1986г. совместно с известным донецким музыкальным продюсером Н. Некой, открывается рок-н-ролный клуб под титлом «Рок-Мастерская» , ядро которого кроме «ДМ» составили самые крепкие и популярные на то время команды из Донецка — «Аэростат», «Катарсис», «Драма». И «ДМ», вместе со всем донецким рок-н-роллом — покидает андеграунд. Это время первых «всамделишных» концертов, записей на радио, гастролей по всем большим официальным залам Донбасса, участие в первых Всесоюзных рок-фестивалях, где мировая рок-общественность впервые узнавала о существовании г.Донецка, и такого явления, как донецкий рок.
В эти прекрасные и грозные годы «ДМ» работает как (извините) квартет, но, кроме неизменного трио: Мишка-Федя-Борисович, барабанщики по-прежнему (увы), не выдерживают гонки, и один за другим сходят с дистанции. За несколько лет эта печальная участь постигла, отчаянного Генку Ташкевича, «настоящего ковбоя» Андрюху (Зайчика), «дедушку Донецкого Рока» Борю Кукушкина (КуКу), виртуоза и философа Костю Степанова (Вялого). Но как бы там ни было «ДМ» продолжает блистать молодым задором, тяжелым жирным звуком, и задиристыми текстами.
В 1987г. «ДМ» и «Рок-Мастерская» проводит первый (и пока — последний) 3-хдневный Всесоюзный рок-фестиваль с участием более чем 20 групп со всей территории необъятной (тогда еще) Родины. В музыкальных кругах Москвы, Питера, Риги, Киева, Одессы, Свердловска до сих пор живет воспоминание о нем как о самом неформальном и хорошо организованном фестивале 80-х. На этом, к сожалению, и заканчивается героическая история клубного движения в Донецке. Как всегда — немного денег, немного славы, немного больного самолюбия сливаются в тот дьявольский коктейль, в котором утонуло немало благих начинаний. Но «ДМ» слеплен из такого вещества какое не тонет, ни за что и никогда. И они поплыли дальше…
В 1989г. «ДМ» , в очередной раз сменив барабанщика, (им стал только что откинувшийся после “трехи” Юрчик Надровецкий (Дровосек)), записывает свой первый LP «Мама, мы любим повалять дурака!» на студии «LINNA HALL» в тогда еще советском Таллинне. Примечательно, что в записи в качестве пианиста принимал участие дипломированный виолончелист и автор группы «Катарсис» — Сергей Основин (Пушкин), сладкие голливудские подпевки осуществили владелец и работник сапожного ларька Игорь Саул (Саул) и Саша Левитан (Левый), известный (кое-где) певец и композитор, автор песен, в то время зарабатывавший свой хлеб отбиванием окалины с мартеновских печей на ДМЗ, а ныне — законопослушный и процветающий гражданин Израиля.
Финансовая же сторона проекта с Божьей помощью была решена за счет завода радиоэлектроники «Скиф». Интересно и то, что менеджером этой авантюры был знаменитый межгалактический продюсер, видный рок, и джазовый критик, неустрашимый охотник за летающими тарелками, литературовед, политаналитик, неизменный спутник группы В Медведев, ныне — известный прорицатель, богослов, проповедник, автор священных текстов, член оппозиции городского «Общества Свидетелей Иеговы». И именно он доставил горячий, брызжущий молодым задором материал в заботливые руки того самого Ю.Морозова, который лично и отмастерил альбом на фирме «Мелодия» в городе трех революций, тогда еще — Ленинграде. И фирма «Мелодия» принимает его к выпуску! О, если бы не коварный и подлый сговор тов. Б.Ельцина и тов. Л.Кравчука, повлекший за собой стремительный развал СССР, а с ним — и Всесоюзной фирмы грамзаписи, то «ДМ» был бы последней группой в истории человечества записавшей и выпустившей пластинку в СССР!
Одновременно в составе группы опять происходят серьезные перестановки: Ю.Надровецкий, слишком пылкий и неуравновешенный даже для рок-н-ролла, отправляется досиживать еще одну «треху», а из мирно почившей от малокровия мариупольской hard-metall команды «Дао» перевербовываются и успешно перевоспитываются в блюз сладкая парочка С.Жариков ( Willy ) — барабаны, и Д. Шрамко — гитара.
Отныне одной из отличительных черт звучания «ДМ» становится, по образцу великих «Lynrd Skynrd», наличие двух лидер-гитар в бэнде,причем в роли Slow-Hand выступает умудренный С.Федотов (он же — Федя), а на роль Fast-Hand не без основания претендует (очень дует) Митя.
Тогда же, «ДМ» удостаивается записи и всесоюзного эфира в популярнейшей тогда программе ЦТ «Утренняя почта» с песней «Не спрашивай меня, когда я вернусь». Одновременно группа плотно гастролирует по стране, становясь лауреатом Всесоюзных и международных фестивалей в Киеве, Харькове, Днепропетровске, Риге, Каховке, Ростове, Одессе, и др., непримиримо борясь за мир во всем мире, протестуя против наркомании, алкоголизма, бюрократии, детской проституции, поминая безвременно ушедших товарищей по цеху, радостно приветствуя перестройку, гласность, и «новый способ мышления».
И на этом взлете, как дозаправка в воздухе, на сцене появляется Николай Соломичев, когда-то в глубокой юности игравший «на басу» в провинциальном ДК на окраине Донецка, и с тех пор так и не смогший превозмочь свою хроническую и неизлечимую любовь к рок-н-роллу. Будучи горячим и отчаянным парнем, он с первого взгляда влюбляется в «ДМ» и немедленно предлагает им свою крепкую руку, пылкое сердце и, в те годы еще не очень толстый, кошелек. Крепко веруя в правое дело и в великое светлое будущее «ДМ», долгие годы он вкладывает в него все свои свободные от семьи и бизнеса деньги, организуя и оплачивая съемки на ТВ, записи в столичных студиях, гостиницы, авиабилеты, и походные пиво с колбасой.
В 1990г. «ДМ» в рамках разведывательной операции по поиску приличной и не дорогой студии для записи LP записывает сингл на студии А .Рыбкина в Москве, в который входит блюз «Умереть до утра» и ставшая классикой баллада «Дама с собачкой», с успехом звучащая на многих радиостанциях России, Украины, Германии, где в течение 3-х недель входит в «ТОР 10». Именно тогда и становится достоянием широкой рок-н-ролльной общественности блистательный блюзовый дебют двух раскаявшихся металлистов, причем гитарные партии Мити в «Умереть до утра» и «Даме» останутся, наверное, лучшими и пронзительными его произведениями.
В 1992 г. «ДМ» записывает второй LP «Веселая вдова» на «PETROSTUDIO» в г. Москва. В записи на этот раз принимал живейшее участие небезызвестный А. Кутиков, который на сведении и мастеринге фонограммы очень хотел сделать из «ДМ» утяжеленно-попсовый вариант «Машины времени» и категорически «приделать этой фанере яйца», в чем ни «фанера», ни ее создатели, по нашему мнению, совершенно не нуждались. Просто у каждого из участников процесса был, по-видимому, свой взгляд как на природу творчества, так и на возможную дальнейшую судьбу продукта этого самого (извините) творчества, вплоть до вопросов «Зачем?» и “Для кого весь этот пожар души?». Наверное в этом, конкретном случае пристрастиями Кутикова руководил больше inside maneger, чем поэт. Тем не менее, каждая из сторон получила свой вариант звучания, победила дружба, и, впоследствии, вариант Кутикова прекрасно прозвучал в его авторской передаче, посвященной творчеству «ДМ».
Именно в этом акте нашей драмы, (пока еще в качестве приглашенного за деньги музыканта), на сцене появляется пианист-виртуоз, в прошлом wonderkind и дипломант, человек-который-знает-ноты, «самый быстрый еврей к востоку от Мисиссиппи», Валичка Хоруженко (Дохлый).
Партии бэк-вокала исполнили незабвенные Танечка Донская, и Вита Николина (но — и не Васина), промышлявшие на родине пением в церковных хорах, брасс-секции прописывал какой-то абсолютно чумовой «духовик» из Мариуполя, то ли Толик, то ли — еще как-то (он еще потом чуть не упал с балкона, Вова — вот как!), а вот соло саксофона играл совершенно талантливейший человек, знаменитый джазовый музыкант, участник многих международных проектов, очень дорогой (правда, заинтересовавшись материалом, он согласился на десятую часть) — Борис Курганов.
Сам процесс записи, как обычно случается с «ДМ», не обошелся без трагикомических сюрпризов, в числе которых была и абсолютная неспособность Сергея Борисовича «Дузо» закончить запись басовых партий в рамках оплаченного студийного времени, и с достойным качеством. А вследствие того, что подобные штуки уже давно стали неким блюзовым стандартом, подкрепленным категорическим неприятием критики, интриганством, и посягательством на папский престол, Сергей Борисович был схвачен и этапирован на историческую родину в Донецк (со справкой об увольнении по состоянию здоровья, без права на обжалование и апелляцию), а на его место временно принят К.Джахуа (Кока), «хыщный» и горячий рокер из Сухуми, который и доиграл оставшиеся шесть песен, схватывая материал и стилистику буквально на лету.
Наконец, с горем пополам, фонограмма была дописана, и, через пень колоду сведена А. Бармаковым, славным, но легкомысленным парнем (когда коммутацию и настройки приборов осмотрел продюсер “U-2”, которому случилось работать в студии, его словами были: «I love russian! Это не должно работать!»). До сих пор, лучшей по звучанию песней на диске, всеми единогласно признается «Вдова», которую «cрулили» сами СФ и МК.
Альбом вышел в формате CD на «GEMA INTERNATIONAL» (Germany) в 1993 году, и кроме крови, пота, и слез, стоил $ 15.000 (сash), любезно предоставленных фирмой «INTERUS» (Н.Соломичев и Д.Агрба), и успешно продавался в Европе, США и Канаде. Параллельно с выходом официальной версии альбома, на питерской «Черной метке», в Киеве и в Польше, выходят пиратские тиражи «В. Вдовы» которые по сей день бойко продаются по городам и весям, снабженные поддельными подписями МК, на фальшивых договорах.
В этом же году на киностудии им. Горького снимается клип на песню «Стерва»” (1978 г.), который транслируется по ЦТ и многим региональным каналам. На роль Стервы, после долгих поисков, была приглашена и любезно согласилась легендарная Алика Смехова, которая по окончании работ категорически заявила, что отныне и навеки «ДМ» — ее любимая группа. Творческое ядро съемочной же группы составляли «режиссер»” Алексей Х-х, (поминаемый в «ДМ» как «краснорукий бандит»), к сожалению только внешне отдаленно похожий на Френсиса Форда Копполу, и «оператор» Максим Осадчий — дуэт достойный занесения в книгу рекордов Гинесса, как единственный, сумевший максимальными средствами, добиться таких минимальных результатов, не потеряв при этом ни цента из причитающегося гонорара (Москва — столица!).
Несмотря на все кажущиеся недочеты, альбом становится популярным. Песни «ДМ» звучат на добром десятке радиостанций России и Украины, “Стерву” транслируют ЦТ, РТР, УТ. А М.Осадчий даже выставляет клип на конкурс «Лучших видеоклипов года». В 1994г. европейский каталог MTV квалифицирует «ДМ» ,как одну из самых перспективных блюзовых групп Европы, а первая в мире советская энциклопедия рок-музыки пишет, что выступления «ДМ» как бы «возвращают нас в эпоху Великих Фестивалей». Подтверждением столь лестной оценки, может послужить и то, что во время просмотра видеоматериалов традиционного фестиваля «Дни Блюза» в Риге, министра культуры этой маленькой, холодной страны (народ которой всегда так горячо и гостеприимно встречал «ДМ») Раймонда Паулса едва не хватил «кондратий», и, едва очнувшись, он приказал придворным размагнитить пленку, и навеки изгладить из памяти народной даже само слово “Мед”. Первое пришлось выполнить незамедлительно, второе, к счастью, оказалось невозможным. «ДМ» продолжает сеять разумное, доброе, вечное, на всех электрифицированных площадках своей бывшей необъятной Родины, не взирая на то, что жнут в основном другие, какие-то совершенно посторонние, дяди… Ну что ж, собаки лают — а караван идет!
В это время, на фоне процветающего пышным цветом местничества и кумовства, в «ДМ» появляется еще один одиозный персонаж,- С.Худолей (Хоня), басист и тиран уже упомянутой выше группы «Дао», автор множества так и не нашумевших «метальных композиций», долгие годы безраздельно властвовавший над умами и душами несчастных жителей пыльного Мариуполя. Таким образом в «ДМ», окончательно формируется мощная антипартийная группировка, приведшая впоследствии всех своих членов к столь печальной развязке.
Ну а пока, «товарищ Хонеккер» много и упорно работает над классическим материалом «ДМ», успешно осваивая проторенные многими предшественниками ходы и дороги, и, параллельно, участвуя в создании новых нетленных произведений, в чем, несмотря на одноухость, достигает весьма и весьма утешительных результатов.
В 1996г. «ДМ» выступает в живом эфире на ОРТ в программе Дмитрия Диброва «Подъем». Весной того же 1996г. записывает свой третий альбом «Все не так уж плохо, мама!» (Polyphone recodrs, Москва), финансирование которого, составляющее в сумме $ 20.000 (cash) опять берет на себя Н.Соломичев в соавторстве с Диомидом Агрба (Динамитом). God bless you, gues!
В записи принимает участие молодой, но талантливейший гармонист Рома Гегарт («Не увижу Миссисипи!»), имеющий звук, равного которому , пожалуй не найти по эту сторону Атлантики, причем единственный, записавший свой трек чисто из любви к искусству. Медную группу, вместе с прекрасными соло на mute trumpet, («Ты — ангел мой», «Что-то не так»), аранжировал и увековечил В. Галактионов с коллегами из оркестра Лунгстрема, партии бэк-вокала, задорно и с огоньком,(ну тебе южанки, и только!) спели Лада Колосова, Олеся из городу Парижу («где ей миленький живет») и Маша Кац, впоследствии, как и положено, рыжеволосая «Руфь». Право, до сих пор жаль, что нам так и не удалось услышать дуэт Маша-и-Миша в «Ангеле»; но на партию соло, да еще и на русском языке, Машенька, увы, не потянула. Так, к сожалению, сказывается на мастерстве многих московских блюзовых исполнителей печальная практика перепевания из года в год одних и тех же американских блюзовых стандартов, слепо и бездумно, хотя — и с кайфом подобранных с пластинок, выстраданных кем то другим…
Инструменты были любезно (и — безвозмездно) предоставлены старинным другом и покровителем «ДМ» — Н. Смолиным, когда-то, во времена оны, с косами до пояса приехавшим в Москву откуда-то с Крайнего Севера в составе интернациональной хард-роковой команды и, слава Богу, не растерявшего в столичной суете своих лучших человеческих качеств.
За микшерским пультом ,опять работал печально известный Сашка Бармакоff, непревзойденный мастер синкопированных врезок, приятнейший в непринужденном общении человек, но страшный лентяй и обормот, когда дело касается тонкой и кропотливой работы по нестандартному сведению записанной фонограммы. На этот раз, вообще, дело пошло так круто, и взаимное непонимание АБ и МК зашло так далеко, что пришлось, во избежание кровопролития, самоустраниться от участия в микшировании, и наблюдать за процессом издали, занимаясь параллельно уборкой и готовкой на месте компактного проживания остатков «ДМ», и вся тяжесть борьбы со студийным «железом» и Сашкой Бармаковым пала на хрупкие плечи СФ.
Мастеринг осуществил известный саунд-продюсер, настоящий, тонкий профессионал, и, наконец, просто замечательный парень — Олег Тимофеев, «отмастеривший», кстати, и предыдущие записи «ДМ», очистив их от (о, ужас!) звука пролетающих вдалеке трамваев, чего не услышали даже на немецкой «Геме».
Альбом звучит на большинстве российских FM-радиостанций, исполняется «живьем» в клубах, и собирает наиболее благожелательные отзывы прессы, легендарных музыкантов, продюсеров, музыкальных критиков.
Б.Зосимов в одном из интервью отзывается о «ДМ», как о единственной отечественной группе, которой удалось гармонично соединить русский язык с классическим блюзом и рок-н-роллом, что ни до, ни после не удавалось никому из «советских»” музыкантов.
С.Коротков говорит, что в творчестве «ДМ» заключено всё то, что имеется в виду под понятием «рок-н-ролл».
Весной-летом того же года группа, в своем сильнейшем блюзовом составе, дает серию сольных концертов в ночных рок-н-ролльных клубах Москвы (Аrbat Blues Club, Pilot) в компании популярных столичных групп «Лига Блюза», «Вайт Белов бенд», «Кинг Бисквит», «СкайСтренжерс», «Руфь», «Кроссроудс», «Алексей Козлов», и, — благополучно разваливается!
Причиной разразившегося кризиса послужил давно назревавший конфликт между законодательной и исполнительной ветвями бэнда, причем первая хотела «облегчиться», а вторая, соответственно, — «утяжелиться», невзирая на смысловую нагрузку исполняемых произведений, которая некоторым узким профессионалам стала казаться чем-то маловажным и, в конце концов, — даже необязательным. К тому же мариупольская оппозиция вынашивала планы, по букве и смыслу совершенно противные политике проводимой МК. Пороху добавляли так же, некая толика денег и славы, звонким дождем упавших на «прохудившиеся крыши» провинциальных артистов. И, — «О русский бунт, бессмысленный и беспощадный!» Впрочем, московская музыкальная среда всегда проявляла лучшие, потаенные качества человека.(однако же, и на зеркало неча пенять).
Итак, Митя, Хоня и Вилли не спросив политического убежища, остаются погибать в холодной столичной эмиграции, а остальная, далеко не худшая, часть прославленной группы возвращается на историческую родину к своим разбитым, но таким дорогим уставшему сердцу, корытам. Жизнь ненадолго затихает, как бы выжидая, пока спадет пена, и осядет пыль, столь легкомысленно поднятые великими артистами в жестокой борьбе самолюбий.
Имея достаточно времени для того чтобы поразмыслить, и кой-какие средства к существованию, добываемые художеством, архитектурой, и дизайном интерьеров новорожденных магазинов и кафе, СФ. и МК собирают новый «ДМ» и приступают к репетициям. В одну из зимних сессий производится попытка реанимировать легендарный состав 80-х, Коваль-Федотов-Степанов-Савенко+Валичка, но практика еще раз подтвердила справедливость вечной фразы «нельзя дважды войти в одну и ту же реку». И «ДМ» вливают в группу молодую, новую кровь.
За барабаны садится старый юный друг СФ и МК , младший брат легендарного Криденса — Сашка Десятниченко, уже успевший, благодарение Богу, хлебнуть столичного «г-на» и интриг, и, вследствие этого, довольно спокойно относящийся к внешним проявлениям, порой только кажущегося, успеха или неуспеха, но всегда готовый радостно пойти «на труд, и на подвиг, и на несколько строк».
Летом 2000 года «ДМ», в обновленном составе А.Воробьев – бас гитара , А.Десятниченко – барабаны, В.Хоруженко – клавишные, С.Федотов – гитара, М.Коваль – мандолина, гармошка, акустическая гитара, вокал), приступает к записи нового, четвёртого альбома, с рабочим названием «Последние тридцать», которая осуществляется в родном городе «ДМ» Донецке на студии «Fat Records» (саундпродюсер — Алексей Ашурков (Ганс)).
Выход альбома запланирован на конец 2001 года, одновременно с выходом сборника «Greatest blues & ballads», куда войдут песни, записанные в период с 1989 по 2000гг.
В 2000г. известный критик и ведущий музыкальных программ А.Евдокимов продюссирует выпуск сборника “Весь этот блюз”, который выходит с названием «Не увижу Миссисипи», повторяющим название песни «ДМ», которая и вошла в этот диск как заглавная, наряду с лучшими русскоязычными блюзами последнего десятилетия.

Воспоминания заканчиваются фразой «to be continued…»

Добавить комментарий