Чернявский Николай Федорович

Николай Федорович ЧернявскийНиколай Федорович Чернявский (3.1.1868 — 19.1.1938) – известный украинский поэт, стилевой особенностью творчества которого является сочетание в поэтическом слове разных направлений – романтического, реалистичного, модернизма и пленеризма (рисование на воздухе). Характерным для его творческой манеры было обращение к таким новейшим художественным течениям двадцатого века, как импрессионизм и символизм. Он ставил вопрос о познании Бога в себе, о гармонии человека с Природой и Космосом, разоблачал человеческую жестокость и неуправляемую вседозволенность, зло, черты, которые так пышно расцветут в нашей стране на склоне жизненного пути писателя. Яркой поэтической страницей у творчества Н. Ф. Чернявского является тема родного края, степного Донбасса.

Родился Николай Федорович Чернявський 3 января 1868 года в селе Торская Алексеевка (ныне село Октябрское Добропольського району) Бахмутского уезда Екатеринославской губернии в семье священника. Позднее семья  переехала в село Новобожедаровку Славяносербского уезда (нине Луганская область).

Закончив начальную школу, Н.Чернявский учится в Луганской частной, а впоследствии — в Бахмутской духовной школе. Поступает в Екатеринославскую семинарию, по окончании которой получил назначение в Бахмутскую школу, в которой недавно учился сам. Преподавал пение и музыку. Пополняя знания путем самообразования, готовит первый сборник стихов, который издает в Харькове 1895 году под названием «Постная любовь». А уже через три года выходит второй сборник поэта — «Донецкие сонеты» (1898). Издан он был в Бахмуте и стал чуть-ли не первой художественной книжкой, напечатанной на Донбассе. С этого времени, собственно, и начинает развиваться литературная жизнь шахтерского края.

Н.Ф.Чернявский обращался в своем творчестве к теме шахтерского труда. В стихотворении «Шахтар» поэт писал:
У сажi , чорний, як мара,
Рукою пiт з лиця втира
I кайлом вугiль б’є i б’є
В норi шахтар…

В Бахмуте Н.Чернявский издал несколько сборников произведений Панька Кулиша, а также сборник воспоминаний, о выдающемся украинского писателя «Щирi сльози над могилою П.О.Кулiша».

После двенадцатилетнего учительства он в 1901 году переезжает в Чернигов, где служит на должности земского статиста. Здесь знакомится с выдающимся украинским писателем Михаилом Коцюбинским, который оказал значительное благотворное влияние на становление художественного мастерства писателя. В Чернигове Чернявский встретился с Борисом Гринченко, о котором впоследствии написал очерк «Кедр Ливана».

Историю с переселением Н.Чернявского в Чернигов пересказывает в своих вспомнил известный украинский политический и культурный деятель Александр Лотоцкий, который с первых шагов поэтического пути поддерживал нашего земляка.

«Когда появился первый сборник его стихов «Постная любовь», — вспоминал он, — был я тем сборником очарован, — и вообще тогда книжка украинская не густо появлялась, а такого наслаждения, что давал тот сборник, то таки не часто приходилось испытывать. Сразу было ясно, что сие «поэт милостю божьей».

Заинтересованный новым незаурядным талантом и желая вытянуть его на свет украинской культурной жизни, Лотоцкий через своего друга Шрага устроил Чернявского в статистический отдел черниговского земства. Изменение обстоятельств жизни, имели позитивное влияние на писателя. Сам Лотоцкий об этом написал так:
«Треба сказати, що обставини тi, перебування в чернiгiвськiй громадi особливо, мали добрий вплив i на зрiст полiтично-громадського свiтогляду письменника. До того часу жив вiн у дуже глухому провiнцiяльному кутку, самотужки, iнтуïцiєю поетичноï думки додумався до украïнськоï iдеï та до писання украïнського мовою, але з погляду полiтичного був чистою дитиною, i псевдонiмнi спроби його на полi публiцистичному були бiльше, як наïвнi. А Чернiгiв був одним з найбiльш iнтелiгентних провiнцiяльних мiст в Росiï, громадянське життя там було розвинене, була украïнська громада, — ото ж для молодого поета се була добра школа громадського життя».

В очерке «Червона лiлея» Н.Чернявский воспроизвел творческую лабораторию М.М.Коцюбинского, некоторые его человеческие и художественные качества. Поэта интересовали разные аспекты литературного таланта прозаика, его взгляды на жизненные явления. И это закономерный интерес: чтобы, лучше познать тайны литературного процесса его лучше изучать на примерах жизнь талантливых мастеров. Вот, например, одна из неразрешенных проблем каждого писателя или творческого человека: для чего живу?

«Коцюбинський дуже любив життя. Любив у ньому те, що має в собi красу й свiтло, радiсть i ласку. Любив сонце, весну, лiто. В сiрому чистенькому костюмi, в червонiй турецькiй фесцi, весною й лiтом, не вважаючи на спеку, вiн ходив по своєму саду й хазяйнував. Сонце пронизувало його наскрiзь промiнням, а вiн сухий i бадьорий, неначе купався в його теплi. Я вирiс у степу, на жагучих вiтрах, на шелестких суховiях, i мене стомлював чернiгiвський весняний спокiй, тиша i млоснiсть лiтнього дня. А Михайло Михайлович почував себе чудово, — так само, як почувала себе його червона лiлея… I взагалi вiн здавався задоволеним життям. 
Але чи носив вiн у своïй душi ту вищу гармонiю, що дає людям щастя? 
Чи мав вiн суцiльний сталий свiтогляд, що давав би йому вiдповiдь на всi питання безсонного розуму. Давав би захист од усiх потвор i страховищ ночi? 
Нi. 
Ах, то все старе й те саме. То питання: що я єсть таке? Звiдки прийшов. куди пiду? 
Нащо живу на свiтi?..»

Такой взгляд на сущность писательского труда возникает перед каждым настоящим художником, волновал он и Чернявского. М.Чернявский обнаружил себя художником широких тематических и жанровых вкусов: писал стихотворения, рассказы, очерки, переводил с иностранных языков. Имея «мягкий нрав, с наклоном мечтательности» (С.Ефремов), поэт часто обращался к образам и картинам природы родной Донецкой области, истории Украины, считал свое творчество «песней мести» за народную несправедливость. Предостерегал народ от революционной жестокости, которая может принести муки и пролитие невинной крови.

Черниговский период жизни и творчества духовно обогатил поэта, и родные степные пространства звали Николая Федоровича домой. Но обстоятельства сложились так, что писатель связал свою жизнь с близкой по географическими признаками родному Донбассу Херсонщиной. Здесь, в начале ХХ столетия, действовала мощная общность украинской интеллигенции, велась широкая культурно просветительская деятельность. На Херсонщине писатель встретил революционные события 1917 года, учительствовал, продолжал писать. В конце 20-х годов в харьковском издательстве «РУХ» вышли 10 томов его избранных произведений.

Ведущим мотивом в стихотворениях послереволюционного периода зазвучало пессимистическое настроение поэта, который не смог примириться с подавлением национального возрождения, искусственным голодомором в украинских селах в начале 30-х годов:

Учора день i день сьогоднi. 
Учора – сонце i тепло, 
На землю небо клало сходнi 
I весну нам по них вело. 
Сьогоднi — мряка, дощ i сльота, 
В сирих домах лежить земля. 
Неначе поминки скорбота 
По щастi втраченiм справля. 
(«Учора день i день сьогоднi»)

Такие настроения вызывали подозрение у соответствующих государственных органов. Также мозолила глаз ревнителей классовой чистоты активная деятельность Николая Федоровича на ниве народного просветительство. Впервые поэт был арестован за подозрениями, которые не подтвердились, в 1929 году, по делу так называемого «Союза Освобождения Украины». В 1933 году Николая Федоровича арестовали во второй раз. Но и в этот раз его вскоре освободили.

Арест 14 октября 1937 года стал последним и смертельным для писателя. Он был обвиняемый во многих преступлениях, в частности, и в том, что «в 1936г. Чернявский высказывал свое недовольство по отношению к Соввласти, заявляя о том, что теперь писать свободно нельзя, а молодые советские писатели пишут только хвалебные сочинения о Соввласти, но о самой действительности никто не осмеливается написать».

К персональному делу М.Чернявского прибавленные протоколы допросов знакомых писателя, коллег по педагогической работе, воспитанников. Заплечных дел мастера направили и вопрос, и ответы, на них в нужную для лицемерного следствия сторону: по этим препарированным документам известный украинский писатель, преклонных лет человек, выглядит политическим преступником, активным участником национал-фашистской организации, заклятый враг народа.

Так хотела власть.

Следует добавить, что на последнем допросе писатель не признал никаких обвинений. Но для фальшивого следствия это не имело значения. 27 ноября 1937 года тройка НКВД по Николаевской области приняла постановление: «Чернявского Николая Федоровича расстрелять». Осуществлен кровавый приговор было в Херсоне 19 января 1938 года.  Николай Федорович Чернявский был реабилитирован в 1956 году. Возрождение его имени началось с 1964 года, когда донецкий литературовед В.В.Костенко напечатал в издательстве «Донбасс» литературно-критический очерк о жизненном и творческом пути М.Ф.Чернявского «На путях многолюдных».

В 1966 году в Киеве было выдано двухтомное собрание произведений писателя. А в 1987 году на родине поэта-земляка в общеобразовательной школе села Святогоровка Добропольского района открыта комната-музей писателя. Комната-музей в 90-х годах была оборудована и на территории Артемовского краеведческого музея, в котором представлен «бахмутский» период творчества писателя.  В школах Донбасса, на уроках литературы родного края, в вузах донецкой области, сегодня активно изучаются произведения писателя-земляка.

Его слово опять находит путь к родному народу.

Перевод с украинского Евгения Лавриненко (dN)

Добавить комментарий