Сколько же лет Артемовску?

Герб Артемовска

На прошлой неделе свой день рождения отметил один из старейших городов ДонбассаАртемовск. Так последние 80 лет называется известный в истории края город Бахмут. На праздновании 432-летия города было много гостей из Киева и Донецка, чиновников, депутатов, бизнесменов. Традиционно прошла его центральной улицей праздничная колонна ветеранов, военных, трудовых коллективов и школьников. Вечером состоялись концерт и праздничный фейерверк.

Крепость на границе Дикого поля, уездный центр нескольких губерний, первая столица Донбасса, город солеваров и виноделов – он и сегодня дышит стариной, тишиной и уютом.

Но сколько же городу лет? На въезде в Артемовск вас встречает большой герб города с датой основания “1571 г.”. Многие местные жители искренне верят в подлинность этой даты, а артемовские краеведы в ее подтверждение приводят свои аргументы. Встречается эта дата в энциклопедиях и в современных российских изданиях. Однако все не так просто.

Отправной точкой истории Бахмута считается 1571 год, и связан он с желанием Московского государства обезопасить свои южные границы со степью от неожиданных набегов крымцев и ногаев. Ко второй половине XVI века граница Руси достигла Северского Донца, но оставалась практически незаселенной. В январе месяце 1571 года Иваном Грозным было принято решение о создании регулярной сторожевой пограничной службы. Цель была проста “чтоб государю про приход воинских людей быть не безвестну, и воинские люди на государевы украйны безвестно не приходили”. Во главе нового ведомства был поставлен видный боярин князь Михаил Иванович Воротынский (1510-1573). Начав работу, князь приказал собрать детей боярских, станичных голов и сторожей, хорошо знакомых с проблемой, не один год посвятивших службе на степной границе. Опираясь на знания и многолетний опыт этих людей, Воротынский составил не только списки и места, где удобнее всего вести наблюдение, но и первый устав сторожевой и станичной службы. Ежегодно 1 апреля из русских городов Путивль, Орел, Рыльск, Мценск, Новосиль и других за сотни верст, сторожа (ударение на второй слог) отправлялась на юг. Из семи мобильных постов на Донце два находились в пределах Донецкой области – у Святых Гор и на реке Бахмут. Вот при каких обстоятельствах впервые упоминается эта местность, но, увы, не поселение. Согласно уставу разведчики не слезали с коней и не расслаблялись ни на минуту. Сторожа числом до шести человек не должны были привлекать к себе внимания (они с оговорками могли развести костер, чтобы сварить пищу). Как видно, служба была не столько сторожевой, сколько разведывательной. Она требовала сноровки, смелости и была сопряжена с опасностями. Им строго запрещалось покидать свои зоны и тревожить приграничных воевод мелочами. В случае, если неожиданно “от воинских людей учинится война: тем сторожам от государя быть казненным смертью”.

Надо сказать, что первый опыт московского правительства явно не удался, так как в мае того же года бесчисленная орда крымских татар хана Девлет-Гирея стремительно подошла к Москве. В городе начался пожар, закончившейся сожжением столицы, гибелью и пленом тысяч его жителей. Чтобы помешать новому нашествию татар на русские земли, в октябре Воротынский по царскому указу спланировал грандиозное мероприятие на всей южной границе одновременно сжечь степь от Днепра и Донца. В следующем году он одержал знаменательную победу над крымцами в битве при Молодях, но вскоре был обвинен Иваном Грозным в измене и умер после пыток, в которых, по преданию, участвовал сам царь, по дороге в ссылку. Его преемником стал бывший царский шурин и дед первого царя династии Романовых Михаила боярин Никита Романович Юрьев (1520-е-1586). При нем путивльские станичники ездили стеречь степь к верховьям Тора (Торца), а рязанские к Святым Горам.

С началом Смуты сторожевая приграничная служба пришла в упадок, в результате чего кочевники сожгли самый южный форпост Москвы в Диком поле город Цареборисов, уведя в плен за эти годы около 200 тысяч человек. В течение 130 лет, вплоть до конца XVII века, на реке Бахмут нет никаких упоминаний поселений. Трудно даже предположить, что так далеко в незащищенной степи среди воинственных кочевников могло существовать поселение. Известно, сколько неприятностей видели в это время монахи укрепленного Святогорского монастыря на Северском Донце. К концу XVII века в Донбассе столкнулись два колонизационных потока русских и украинцев. К этому времени здесь существовало несколько населенных пунктов, крупнейшим из которых было Соленое у Торских озер. Укрепление позиций России в этом регионе и оттеснение границы дальше к югу ознаменовались новым заселением края. В 1683 году донские казаки разведали на реке Бахмут запасы соли. Где-то между 1697-ым, когда окрестные жители осели здесь для выварки соли, и 1702 годами, как убедительно считает профессор ДонНУ Василий Пирко, много времени посвятивший изучению истории края, здесь впервые появляется Бахмут. В 1702 году поселение было укреплено деревянным острогом. С этого времени он часто упоминается в документах. Из казаков сформирована Бахмутская сотня. Не приходится сомневаться, что основной причиной основания здесь поселения была добыча соли. По описаниям 1703 года, на реке Бахмут построен острог из стоячих дубовых колод с двумя проездными воротами. Возле крепости был посад, где находилась таможня. У посада и на реке Бахмут числилось 9 кузниц и 170 огромных чренов для выварки соли.

Практически сразу город начинает играть видную роль в истории края. Растет его население. С началом XVIII века крепость становится главным административным центром на многие версты, уездным городом сначала Азовской, а потом Воронежской губерний. В ходе восстания Кондратия Булавина город превратился в один из очагов движения и был сожжен в 1708 году, но через год отстроен. А в 1723 году город и соляные промыслы обнесли земляным валом, превратив его в настоящую цитадель. Охрану крепости несли 300 солдат и 10 пушек. История Бахмута в XVIII-XIX веках была не менее интересной, но это – тема для отдельного рассказа.

Фактом остается лишь то, что, к нашему разочарованию, Артемовску всего чуть более 300 лет. Но, согласитесь, возраст тоже немаленький.

Сергей АБУКОВ. Донецкий кряж, №640 от 26.09.2003

Добавить комментарий