Нерожденная ветка

Вопрос о появлении в нынешнем центре города железнодорожной станции “Товарный двор” пока что окутан завесой странной тайны. Приподнимем ее с помощью документов “Екатеринославскаго Губернскаго Земскаго Собранiя”, как оно называлось в 1895 году.

Дело было в августе вышеуказанного года. Господа делегаты собрались, как всегда, для обсуждения множества важных вопросов. Одним из них стало строительство железнодорожной ветки к поселку Юзовка. Тут был парадокс и конфликт. Юзовка уже имела, казалось бы, надежную связь со станцией Юзово посредством ветки от металлургического завода. Но “Новороссийскому обществу”, как обычно, на интересы прилепившегося к заводу городка было слегка наплевать. В общечеловеческом, альтруистическом  смысле. Что-то для города НРО, конечно, делало (и, как оказалось в итоге, немало). Но ветку для нужд города использовать не очень-то давало.
Городу нужна была своя колея. Об этом и говорили в августе 1895 года в Екатеринославе.
Почитаем аргументирующую часть (в переводе с церковнославянского):
“По точному смыслу параграфов 5, 6, 7 и 12 Высочайше утвержденных дополнительных условий на образование Новороссийского общества не обязательно, чтобы, по имеющимся в Департаменте жел. Дорог сведениям, усиление пропускной способности линий, соединяющих ст. Юзово с поселком Юзовкой… может быть достигнуто без сооружения просимых Бахмутским и Екатеринославскими Земствами путей и что, ввиду сего, сооружение этих путей на средства казны не представляется, по мнению Министерства Путей Сообщения, неотложным”.
Таким образом, на проекте ветки до Юзовки был поставлен элегантный крест: “отмазали” и казну, и НРО одним росчреком пера. Конечно, Бахмутская уездная земская управа в ответ через два месяца направила в губернию свои возражения, суть которых сводилась к простой мысли: не только в “пропускной способности” смысл создания ветки. Губерния считает, что со скоплением грузов на станции Юзово можно бороться без ветки? Ну, возможно. Однако это только один из нескольких мотивов аргументации в пользу юзовской ветки. Самый же главный – нужды поселка и людей, в нем живущих.
Аргументы не прошли. Губерния уезд не послушала. Ветку не построили. Не построили ее и в 1900, и в 1910. Это мы точно знаем, потому что в 1914 году уездное земство и правление НРО выступили с ходатайством перед Министерством финансов о разрешении соорудить  в поселке… ну да, именно “железнодорожную ветку общего пользования нормальной колеи от станции Юзово к поселку”. 7 мая 1915 года Комиссия о новых железных дорогах рассмотрела ходатайство и единогласно высказалась – “за”. Давайте почитаем аргументацию, она любопытна (ее нам любезно предоставил краевед Валерий Степкин):
“Положение в центре промышленного Юзовского района создало исключительно благоприятные условия для быстрого экономического роста поселка Юзовки, а отсутствие, к тому же, в этом районе городов уже давно предопределило роль этого поселка в местной жизни.
Масса пришлого населения, вызванного работой в местных промышленных предприятиях, могла основаться и существовать здесь только ввиду образования крупного торгового центра, в котором она находила все необходимое для удовлетворения своих жизненных потребростей.
Вызванный к жизни поселок очень быстро населялся и теперь здесь насчитывается около 55 тысяч человек, а с рабочим населением прилегающего района, площадью около 100 кв. верст, около 90 тысяч человек, что дает на 1 кв. версту около 900 человек, т.е. плотность населения здесь такова, какой достигают немногие местности России.
Вся эта масса населения находится в самой тесной связи с поселком; в его банках совершаются кредитные операции края, его магазины снабжают население и предметами первой необходимости и предметами доступного комфорта и, наконец, его учебные заведения  позволяют населению дать своим детям образование на месте.
Являясь таким крупным распределительным центром, поселок Юзовка в отношении подвоза к нему предметов торговли находится в самых тяжелых и ненормальных условиях. Он до сих пор не соединен с рельсовой сетью и если экономическая жизнь развивалась в нем, то только в силу того обстоятельства, что на помощь поселку приходило Новороссийское Общество, владеющее ветвью частного пользования, соединяющей его завод со ст. Юзово, эта ветвь и являлась единственным путем во время распутицы, когда гужевой подвоз делался невозможным. Не смотря на крайне тяжелые условия, при которых происходила доставка грузов в поселок по этой ветви (так подача вагона со ст. Юзово обходится поселку в 50 рублей), поселок до настоящего времени все же имел возможность до некоторой степени удовлетворить свою потребность в передвижении грузов и пассажиров при помощи указанной ветви. Но с течением времени это делается все труднее и труднее.
Дело в том, что пропускная способность ветви Новороссийского Общества уже заполнена перевозкой заводских грузов, и само Общество уже испытывает сильные затруднения в перевозке своих грузов, каковые затруднения еще возрастут с предполагаемым увеличением производительности завода, и, вероятно, Общество уже не сможет приходить на помощь поселку. В виду этого оставление поселка в дальнейшем без рельсового пути грозит поселку прекращением его экономического роста.
Проектируемая ныне Обществом, содействующим благоустройству поселка Юзовки, ветвь, облегчая доставку необходимых предметов, может не только вывести поселок из затруднительного положения, но и оказать, если не сейчас, то в будущем, существенную помощь и заводу.
На основании вышеизложенного министры путей сообщения и финансов полагали бы:
I. Разрешить Обществу, содействующему благоустройству поселка Юзовки, сооружение железнодорожной ветви общего пользования, нормальной колеи.
II. Поднести к Высочайшему Его императорского Величества подписанию проект указа о принудительном отчуждении потребных для сооружения означенной в отделе 1 железнодорожной ветви земель”.

Но и этот проект не случился. Таким образом, никакой станции “Товарный двор” в районе оперного театра, куда подъезжали в том числе и пассажирские вагоны, со всеми сопутствующими складами и пакгаузами, до революции не было. Но когда же она возникла? Это нам еще предстоит узнать…

Евгений ЯСЕНОВ

Добавить комментарий