Ситко Борис Александрович

Борис Александрович Ситко – Народный артист РСФСР (1970). Лауреат Сталинской премии (1951).

Родился 20 мая 1914 г. в городе Горловка, в семье музыканта-кларнетиста.

В юности Борис, от природы наделённый недюжей физической силой, работал в таганрогском цирке лавитором — человеком, страхующим воздушных гимнастов. А затем перешёл работать в оркестр Таганрогского ТРАМА (Театр рабочей молодёжи) кларнетистом. Вот тут-то впору вспомнить о пресловутом Господине Случае, который не единожды играл поворотные роли в актёрских судьбах. В один прекрасный день 18-летний кларнетист, знавший назубок все роли из репертуара вышеназванного театра, вызвался заменить внезапно заболевшего исполнителя одной из ролей в спектакле «Дружная горка». С этого момента и начинается актёрский путь Бориса Александровича Ситко, который продлится, ни много ни мало, 62 года.

В этом же 1932 г. Борис Александрович становится актёром Таганрогского ТРАМа. Смело можно утверждать, что в те годы Театры рабочей молодёжи, существовавшие во многих городах страны, выполняли функции своего рода театральных училищ. Именно из многочисленных ТРАМов в последствии вышла целая плеяда замечательных актёров. В Таганрогском ТРАМе Борис Александрович прослужил всего год — до 1933 г., успев сыграть за это время три роли: Марка Зелова в «Дружной горке», комсорга Леонтьева в «Тревоге» и инженера Мартынова в «Симфонии стали».

В 1933 г. на Донбассе в Горловкe, родном городе Ситко, организовывается ещё один ТРАМ, на этот раз Вседонецкий. В него начинают стекаться актёры из разных уголков страны. Одним из них оказывается и Борис Ситко. На сцене Вседонецкого ТРАМа он проработает два года и успеет сыграть восемь ролей, самой яркой из которых станет роль Марселя в «Интервенции».

В 1934 г. Борис Ситко уезжает поступать в театральное училище в Москву. После первого же показа он был принят в театр-студию Рубена Николаевича Симонова на Дмитровке. Однако, к огромному огорчению Бориса Александровича, ни учёбе, ни работе у Симонова не дано было осуществиться по весьма прозаической причине — отсутствовали места в общежитии театра-студии. Не найдя жилья в столице, Ситко с семьёй вынужден уехать из Москвы в город Чапаевск, куда его приглашают работать в местном театре. В Чапаевске он проработает год и сыграет три роли, среди которых роль Половцева в «Поднятой целине» и Колосов в «Любови Яровой».

В 1936 г. Борис Александрович возвращается в Таганрог. Только теперь уже — в Таганрогский Городской драматический театр. В Гордраме Борис Александрович прослужит три сезона. Три сезона и девятнадцать сыгранных ролей, да ещё каких! Теодоро в «Собаке на сене», Беркутов в «Волках и овцах», Алексей в «Барышне-крестьянке», Незнамов в «Без вины виноватых», Пётр в «Мещанах», две роли в «Анне Карениной»: вначале Левин, затем Вронский.

Сыграв только эти роли, любой актёр может считать, что его творческая жизнь более чем удалась. Однако, несмотря на очевидный успех и более чем радужные перспективы, кочевая актёрская жизнь заносит Бориса Александровича на знаменитую Московскую актёрскую биржу, а уже оттуда его путь лежит в Сибирь, в Иркутский Областной драматический театр.

Слава Иркутского Драматического театра гремела по всей стране. Туда мечтали попасть многие режиссёры и актёры, но удавалось это единицам. В Иркутске Борис Александрович занял положение премьера и триумфатора: на него ставились спектакли, с ним мечтали работать режиссёры, билеты на спектакле с его участием распродавались за считанные часы. Трудно описать словами, чем стал для Ситко этот город и этот театр. Можно сказать лишь одно: Иркутск так и остался с ним навсегда, даже после переезда в Москву. Интересно, что изначально Борис Александрович предполагал поработать в Иркутске всего один сезон и вернуться на родной юг, но, как говорится: «Человек предполагает, а Бог располагает». Жизнь и на этот раз внесла свои коррективы в человеческие планы. Началась война. Отъезд на юг стал невозможен. Вместо одного сезона Иркутскому драмтеатру было отдано одиннадцать лет!

Одиннадцать лет работы в театре — это целая жизнь, а если за эту жизнь прожито ещё сорок три жизни на сцене, что это? Герман в «Тане», Вальстаков в «Бешенных деньгах», Мишка Буйносов в «Петре Первом», Протасов в «Детях солнца», Верлен в «Марии Стюарт», адвокат Петушков в «Живом труппе», Сергей в «Парне из нашего города», Ржевский в «Давным-давно», Швандя в «Любови Яровой», Кутузов в «Фельдмаршале Кутузове», Облонский в «Анне Карениной», Тихон в «Грозе», Лопахин в «Вишнёвом саде», Грозный, Балакирев, Ворошилов, Белугин, Хлынов… Помимо перечисленных ролей в 24 года (!) Ситко становится исполнителем роли Ленина сразу в двух нашумевших спектаклях Иркутского драмтеатра: «Ленин в 18-ом году» и «Кремлёвские куранты». Даже в наши дни, подчас такие жестокие и беспощадные ко всему, что связано с «революционно-патриотической тематикой в искусстве», Борис Александрович не разу не пожалел и не устыдился того, что соприкоснулся на сцене с образом «вожака мирового пролетариата». Перед ним, как актёром стояла задача сыграть не идола, не партийного вожака, а человека. Живого, нормального человека. Для того времени это был прорыв, хотя и весьма опасный…

Работу в Иркутском театре смело можно назвать творческими университетами Бориса Ситко. Именно Иркутский драмтеатр и его художественный руководитель Н.А.Медведев умело «огранили» природный талант артиста. Позже на вопрос о своём театральном образовании Борис Александрович часто отвечал: «Иркутский Драматический театр».

1948 год становится поворотным годом для Бориса Александровича Ситко. Он приезжает в творческую командировку в Москву. Наивно было бы предположить, что после несостоявшейся учёбы — работы у Рубена Симонова Борис Ситко решил раз и навсегда оставить мечты о работе в столичном театре. По приезде в Москву он показался в ряд столичных театральных трупп. И везде был принят! Его приглашают работать М.И.Царев в Малый театр, Ю.М.Завадский в театр им.Моссовета и А.Д.Попов в Центральный театр Красной Армии. Выбор был весьма сложный. Всё решила встреча «сибирского медведя», прозвище, полученное в Иркутске, и Алексея Дмитриевича Попова. «Сибирский медведь» стоял в кабинете Попова в лучшем костюме и в… валенках. После просьбы Попова крикнуть что-нибудь, комнату сотрясло раскатистое таёжное ого-го!!! С этого «ого-го» началась новая эра в жизни Бориса Александровича — он стал актёром Театра Красной Армии. Театра, которому было отдано 45 лет жизни. До самого конца. В этом театре он обрёл не только роли и звания, но настоящего Режиссёра и Учителя в лице Алексея Дмитриевича Попова. Сразу после прихода в ЦТКА, переименованный позже в Центральный Академический театр Советской Армии, Борис Александрович получил две роли, ставшие его визитной карточкой: роль Ленина в спектакле «Незабываемый 1919-й» и роль Ушакова во «Флаге адмирала».

В 1950 г. в жизнь Бориса Александровича входит кинематограф. Легенда отечественной кинематографии — Михаил Колотозов утверждает его на роль Косты Вары в своём фильме «Заговор обречённых». За эту роль и за театральную роль Ушакова Борис Александрович в 36 лет получает сразу две Сталинские премии. Затем к наградам прибавляется и звания — вначале Заслуженный артист РСФСР, а в последствии и Народный артист РСФСР.

К сожалению, несмотря на триумфальное начало, роман с кино у Бориса Ситко в полной мере не сложился. Если в театре были сыграны сотни ролей, то в кино чуть больше десятка. Наиболее известные из них Коста Вара в «Заговоре обречённых», Дымов в «Высоте», работы в «Фоме Гордееве», в «Случае с ефрейтором Кочетковым» и «Звероловах». Трудно назвать одну-единственную причину, почему «кинематографический роман» не состоялся. Образно говоря, в этом виноваты обе стороны. От одних ролей Борис Александрович отказывался сам (например, так произошло со знаменитым Огурцовым из «Карнавальной ночи»), другие «уплывали» не по его воле: роли в «Цирке» и «Садко» сыграл Сергей Столяров. Со временем кинематограф и вовсе исчез из жизни актёра. Сам Борис Александрович считал себя, прежде всего актёром театральным и плодотворная работа в театре была для него важнее ролей в кино. И всё же очень жаль… Жаль, если подумаешь о том, сколько ролей осталось несыгранными…

Если в кино множество ролей осталось лишь на карточках-фотопробах, то театр по-прежнему радовал актёра яркими интересными ролями. В «Ревизоре» был сыгран Городничий, Кнуров в «Бесприданнице», генерал Любомиров в «Белой палатке», Кутузов в «Давным-давно», Веллуто в «Моей профессии — синьор из общества», наконец, лейб-медик в «Павле I». Этапной ролью этого периода стала для Бориса Александровича роль Пунтилы в вошедшем в анналы театральной истории спектакле «Господин Пунтила и его слуга Матти». Театральная критика по достоинству оценила эту удивительную работу актёра. К счастью, спектакль был снят на плёнку и хранится в Госфильмофонде.

В 1974 г. Борис Александрович был приглашён Марком Захаровым в театр им. Ленинского комсомола на роль Челнокова в спектакль «Автоград 21». Спектакль имел успех, и Борису Александровичу предложили перейти в труппу «Ленкома». Но Ситко остался верен родному ЦАТСА.
К сожалению, в последние годы театр не радовал актёра новыми ролями — из прежних работ Бориса Александровича в репертуаре театра остались только две роли: Веллуто в «Моей профессии — сеньор из общества» и лейб-медик в «Павле I». В театр пришло молодое поколение актёров и режиссёров и «старая гвардия», по законам жанра, уступила им место. Жизнь, есть жизнь, но только вряд ли можно найти актёра, не мечтающего о новой роли в любом возрасте. Более того, возраст для этого не только не помеха, но и помощник — носитель уникального многолетнего опыта.

Борис Александрович Ситко умер 10 августа 1994 г. Похоронен на Троекуровском кладбище в Москве.

КИНО-ТЕАТР

Добавить комментарий