Старобешево

Флаг Старобешево

Старобешево (до 1896 — Бешево) — посёлок городского типа на Юго-Востоке Донецкой области, административный центр Старобешевского района. Расположен правой стороне реки Кальмиус, пониже устья Береснеговатой, возле реки Камышеваха.
Село Бешево (от крымского — «пять домов») было основано в 1779-1783 годах греческими, а к ним относили православных (православие называлось тогда “Греческой верой”) потомков половцев, огузов (гузов), торков, греков и других древних жителей Крыма, переселенцами, вышло 686 человек, 120 семей, дошло – 498 человек, из одноименного крымского села БешЭв, позже – Бешуй, Бишуи, Бешав (в настоящее время разрушено, частично затоплено водохранилищем на реке Алма), расположенного в кадилыке Муфтия арпалык (Фулльская епархия, Юго-Западная часть Крыма), то есть в Фулльской области Бахчисарайского каймаканства.
Переселение было поручено произвести Александру Суворову и, как все, что делал великий полководец, было осуществлено в кратчайшие сроки. Переселение началось в 1778 году. Всех греков из Крыма вышло не менее 20.000. К сожалению, обстоятельства не совсем благоприятствовали эмиграции. Между переселяющимися открылись разные недуги, и сверх того появилась в то время в Новороссийской и Азовской губерниях повальная болезнь, от которой многие из переселенцев в дороге и умерли.
Переселенцы с собой гнали скот – около 100.000 голов, т.е. около 5 голов на человека. Цифра хоть и не малая, но не соответствовавшая их способностям: на новом месте, несмотря на все потери, уже через десять лет они имели в несколько раз больше. Причина – свобода.
Выходившие подвергались унизительному таможенному досмотру татар, что вызвало протесты и даже волнения. После дачи взятки в 5.000 рублей (теми деньгами громаднейшая сумма!) из казенных средств таможенникам, переселенцы беспрепятственно продолжили свой путь на Перекоп, затем по так называемому Муравскому шляху, совпадающему частично с современной трассой Симферополь-Москва, далее через реки Молочную и Конку.
На место предполагаемого поселения прибыли в сентябре 1778 года, о чём А.В.Суворов радостно и лаконично доложил: “Выезд крымских христиан кончен!… Примерно вышло денег на выезд сей до 130.000 рублей”. Часть переселенцев начала обустраиваться, большая же часть ждала ответа на просьбу от 16 июля, ответ на которую не последовал. А.В.Суворов, уже сдавший дела, но продолжавший следить за переселением, обратился к Г.А.Потёмкину с просьбой ускорить ответ. Только 21 мая (3 июня н.с.) 1779 года последовал Указ, подписанный Екатериной II, названной Великой. Документ этот, написанный на греческом и русском языках, был известен переселенцам под наименованием “привелег” (искаженное – “привилегия”):
“Вернолюбезному Нам Преосвещенному Игнатию Готфийскому и Кафийскому и всему обществу Крымских Христиан греческого закона всякого звания всем вообще и каждому особо, Наше Императорское милостивое слово. Благонамеренное всеобщее предприятие ваше да благословит десница Вышнего. Мы, рассмотрев посланное к Нам от вас из Бахчисарая от 16-го июля сего года общее и на доброй воле основанное прошение о избавлении всех вас от угрожаемого ига и бедствия принятием в вечное подданство Всероссийской Империи, соизволяем не токмо принять всех вас под Всемилостивейший Наш покров, но и яко любезных чад, успокоив под оным, доставить жизнь толико благоденственную, сколь велико желание смертных и беспристанное Наше о том попечение простираться могут.
Следуя ему и соизволяем пользоваться вам в Государстве Нашем не токмо всеми теми правами и преимуществами, каковыми все подданные Наши от Нас и предков Наших издревле наслаждаются, но сверх того указали Мы:
1. При настоящем переселении вашем в Азовскую губернию перевезти из Крыма на иждивении Нашем всё то имущество ваше, которое только перевезено быть может, а особливо бедных и состоящих в долгах Хану и тамошнему правительству искупить из казны Нашей, что из определённой от Нас суммы уже и исполнено.
2. Для удобнейшего поселения вашего отвесть в Азовской губернии особенную от прочих селений достаточную часть земли по Солёной и другим рекам и по берегу Азовского моря с тем, что тамошнее изобильное рыболовство в дачах селения вашего Всемилостивейше жалуем вечно в пользу и выгоды всего общества без всяких в казну Нашу податей. Для купечества же, мастеровых и промышленников назначаем к обитанию их той губернии города Екатеринослав и Марианополь, как выгоднейшие для торговли места.
3. По разделении государственных жителей на классы Всемилостивейше увольняем всех от Государственных податей и служб какого бы звания оные не были на 10 лет, а по прошествии оного времени имеют платить в казну Нашу ежегодно, купечество с капиталов, с рубля по одному проценту, цеховые, так же и мещанство с двора по два рубля; а уездные поселяне, именно: земледельцы, не с душ, но с земли, полагаемой для каждого по тридцати десятин, будут вносить с каждой десятины в год по 5 коп; неимущие же поселяне снабжены будут из казны Нашей не токмо продовольствием на первый год, но и на посев земли всякого звания хлебными семенами, скотом и всем к заведению домоводства принадлежащим, с возвратом за всё оное в казну через 10 лет; равным образом и дома их построены будут казённым иждивением; имущественные же на отведенных им землях имеют строить домы, лавки, амбары, фабрики и всё, что сами пожелают из своего иждивения, пользуясь все вообще навсегда от всяких постоев свободно, кроме тех случаев, когда воинские команды мимо селений ваших проходить должны. От дачи же на войско рекрут увольняетесь вы вечно, разве кто сам в службу Нашу пожелает.
4. Преосвященному Митрополиту Игнатию по смерть его Всемилостивейше поручаем паству всех сих с ним вышедших и впредь выходящих из Крыма поселян; которому и состоять безпосредственно под Нашим Святейшим Синодом. Священникам, вышедшим ныне, оставаясь всякому при своей парафии, зависеть от него, которому и впредь по рассмотрению своему и по мере надобности рукополагать в пастве своей священников и других церковников.
5. Суд и расправу и всю внутреннюю полицию иметь на основании генеральных в государстве Нашем узаконений выбираемыми из вас же по вольным голосам начальниками, коим и пользоваться чинами и жалованьем по штату Азовской губернии под апелляцию наместнического правления. В сёлах же и деревнях для защиты во всех нужных случаях определяются особые урядники из Российских, коим в судопроизводство сих поселян и ни во что не мешаясь быть токмо охранителями и их заступать. Впрочем по вступлении каждого в избираемый им род государственных жителей, позволяем пользоваться вечно и потомственно всем тем, чем по общим Нашим узаконениям каждый род государственных жителей пользуется, как-то: свободною торговлею вне и внутри государства, и для вящей выгоде оныя, позволяются строить из собственного вашего капитала купеческие мореходные суда, разводить нужные и полезные фабрики, заводы и фруктовые сады, по разведении которых всякие виноградные вина в селениях ваших малыми мерами, вывозимые же во внутренние России города бочками продавать можете, – словом: всякого звания промыслы распространять по собственной воле и достатку каждого, и всем тем под Самодержавным Нашим Скипетром и защитою законов наслаждаться. Все сии преимущества жалуя Мы торжественно и потомственно всему обществу на вечные времена, для вящей силы собственноручно подписали и Государственною Нашею печатью укрепить повелели”.

Указ Екатерины впоследствии был подтвержден императором Павлом I, а император Александр I подписал другой Указ по сути не отличающийся от Указа Екатерины c опущенными льготами, срок которых истёк. Оба Указа хранились в серебряном позолоченном ковчеге вначале в Мариупольском Греческом суде, а затем в городской управе.
Казалось бы получив такие привилегии на великолепных землях вопрос переселения можно Старобесчитать благополучно оконченным. Но митрополит Игнатий этим не удовлетворился, вероятно из-за сурового по сравнению с крымским климатом, и потому дважды в течение лета 1779 года он ездил в Санкт-Петербург к своему давнему знакомому и покровителю Г.А.Потёмкину. В результате была утверждена “Карта, представляющая часть Азовской губернии Мариупольского уезда, земли, которые определяются вышедшим из Крыма грекам”. Посередине её надпись: “Быть по сему. Екатерина”; ниже: “Конфирмован 2 октября 1779 г”; внизу подпись: “Князь Потёмкин”. На карте были отмечены границы выделяемых земель, не совпадающие с Указом от 21 мая 1779 г., но совпадающие с Кальмиусской планкой, указано место для города Мариуполь, но не указаны места расположения сёл. До революции 1917 г. карта хранилась в мариупольской управе.
Юридически переселение окончилось распоряжением №1817 от 24 марта 1780 года Азовской губернской канцелярии. Вот некоторые выдержки из него:
“По указу Её Императорского Величества Азовская губернская канцелярия во исполнение полученного от Его Светлости Государева наместника князя Г.А.Потёмкина 29 сентября (1779 г), под №2829, об отводе вышедшим из Крыма в сию губернию грекам, для поселения их признанных ими и способных местах земли ордера, при коем и приложение к его светлости за подписанием его преосвященства греческого митрополита и депутатов свидетельство, о котором предписано рассмотрение препровождаемое при том в оригинале, поданное от его преосвященства Готфийского и Кафийского митрополита Игнатия, за подписанием его и депутатов отъехавших из Крыма греков обязательное свидетельство, что они для заведения города и поселения хлебопашцев признают земли и места достаточными и способными: от Азовского моря и устья реки Берды, где крепость Петровская (оставляя в той крепости, как на карте назначено, округу 12.000 десятин), по левому её берегу до устья реки Каратыша, по левому берегу Каратыша до вершины, с оной прямо на вершину балки Коблой и по правому её берегу до устья впадающего в реку Мокрые Ялы, по правому берегу Мокрых Ялов до устья впадающего в Волчью, оттуда по берегу Волчьей до устья балки Осиковой, по левому берегу оной до вершины с той вершины прямо на вершину реки Береснеговатой, по её правому берегу до устья впадающего в реку Кальмиус, по правому берегу Кальмиуса до устья оной впадающего в Азовское море, отсюда по берегу Азовского моря до вышесказанной округи крепости Петровской, предлагает:
1. Те земли как на оных нигде достаточных ни казенных, ни помещичьих заведений ещё нет вышедшим из Крыма грекам для поселения и построения особо их города без изъятия отдать, и где они сами себе деревни выберут из оных удобные места, там отрезать им округи под каждого, хотя бы и не было в оной полного количества 200 дворов по 12.000 десятины полагая как в оных излишество, так и что за отмежеванием тех округ останется на впредь пребывающей. Если же по миновании пожалованных 10 льготных лет какая либо земля заселена не будет, и останутся пустыми, то отобрав от них раздать желающим, на равном основании с прочими всей губернии землями; а когда выходцев греков умножится, то прибавлять им по количеству тех выходцев и ещё из пустых никому не отведенных мест.
2. Город их наименовать Мариуполь, который, расположа порядочным образом, построить либо на берегу Азовского моря при устье реки Кальмиуса, или при устье реки Солёной, называемой и Калецом, впадающей в реку Кальмиус; и все те жалованные оным грекам земли, по выше писаным границам, имеют составить Мариупольский уезд, земское же правление сего уезда учредить в крепости Петровской; и в этом уезде, исключая крепость Петровскую с округом, кроме греков до минования 10 льготных лет никому других наций никаких земель на поселение домов и прочего не отводить, и рыбными ловлями против дач тех греков на Азовском море, ровно и во всех реках сего уезда, кроме их никому не пользоваться; а город при реке Волчьей, который определялся прежде для тех греков назвать Павлоградом и по оному тамошний уезд Павлоградским.
3. По недостатку в сих местах лесных угодий, не только построение домов для которых самым неимущим доставить оный из казны, но и на прочие домашние потребности дозволить им свободный выезд в леса при реке Миус
4. Как те греки, по приближающемуся осеннему времени и зимы, построением себе домов успеть не могут, то приказать им отвести заблаговременно квартиры в Бахмутском уезде, в Тору (Славянск), Маяках (на р.Донец) и Райгородок, куда бы имущественные на своем иждивении, а прочие на данных им казенных волах, не упуская времени и перебрались, не возбраняя желающим остаться на тех местах, где они теперь находятся, или перейти на землю при речке Каменке, где из них некоторые прошедшую зиму пребывание имели, о чем от господина сей губернии губернатора уведомлен и его преосвященство митрополит Игнатий с напоминанием ему о непременном по сему исполнении, и чтоб он преклонил хлебопашцев к неупустительному посеву нынешнюю осенью озимого хлеба либо на тех местах, где они теперь стоят, либо на вновь для них определяемых, токмо чтобы в приобретении на будущий год хлеба время напрасно отнюдь потеряно не было…
…Греческому митрополиту Игнатию сообщить, дабы все греки в Мариупольском уезде сего года хлебопашцы, апреля с первого, а купечество и мещане с пятого по десятое число на поселение вступили; к смотрителю же прапорщику Горленскому послать указ и велеть проживающих на назначенных для греков землях всякого звания жителей переселить на усть Солёную, в Павлоград…, а кто из переселяющихся… во всем возможном всякое вспоможение и облегчение, уверяя при том, что они на 6 лет от всяких по земству нарядов и платежа податей освобождены будут”.

Таким образом, смотрителем был прапорщик Горленский, а с 1780 года ещё определен “к призрению вышедших из Крыма разных наций христиан” премьер-майор князь Шахматов. С 1781 г. устройством на новом месте поселенцев занимался секунд-майор Михаил Сафков. Кто были эти люди? Характеристика секунд-майора М.Сафкова, подписанную Азовским губернатором генерал-поручиком В.Чертковым (выписки):
“С 1780 определён губернским земским комиссаром, сверх того в 1781 послан был в Мариупольский уезд для заселения выведенной из Крыма Греческой колонии… Через один год своего там пребывания обселил их как в г.Мариуполь так и в 21 слободе”.

Началось новое движение – мучение переселенцев. Единственным утешением и примером для них был библейский рассказ о сорокалетнем скитании по пустыне евреев перед приходом в Палестину. Вот как спустя почти 40 лет описывают в прошении министру внутренних дел Ланскому сами переселенцы свои скитания: “Мы не в силах подробно описать всего того, что происходило при переселении нашем, и как действовали болезни, происходившие от перемены климата, воды, от тесноты квартир и большею частью от неимения их… нелицемерно скажем и по самой истине, что целые семейства пострадали жизнью, а многие лишились и половины оных и ни одно семейство не осталось без потери отца, матери, брата, сестры и детей, словом сказать из 9 тыс. душ мужского пола выходцев не осталось и третьей части, и в 15 лет едва могло набраться с новорожденными… до семи тысяч душ”.
Во время двухгодичных скитаний многие отбились от своих близких: кто осел в развенчанной княжне Азова – Таганроге, где уже жили греки, кто на востоке Екатеринославщины, где быстро ассимилировались с местным населением, не оставив никакого следа, а кто и в Крым вернулся в покинутые сёла, например в Аутку, Карань. Большую помощь переселенцам оказал Самарский монастырь (под Новомосковском), призревший значительное количество больных и немощных. Погибших, отставших, вернувшихся, вероятно, никто и не считал, но, судя по цитировавшемуся письму к министру, те или иные потери составили до 60%.
В 1780 году в селе была построена каменная церковь вместо крохотной церквушки из лозы и хвороста. Развивалась добыча камня. Впрочем, как и в прежние, крымские времена, большое значение имело и земледелие. Выращивали пшеницу, рожь, ячмень, овес, просо, лен, коноплю. Но по сравнению с животноводством земледелие опять играло второстепенную роль. Хлеб убирали серпами – в этом плане со времен средневекового Крыма не произошло никаких изменений. Затем снопы свозили на ток для молотьбы. Эту операцию производили специальным каменным катком (по сей день такие катки в изобилии разбросаны по улицам). В Бешеве особенно хорошо было налажено производство катков. Бешевцы обеспечивали и себя, и продавали катки на ярмарках жителям других сел. Из каменоломен камень вывозили на подводах (максах). Кроме заборов, из камня иногда возводили дома, амбары, сараи для скота.
В самом селе проводилось две ежегодные ярмарки.
В Бешеве безземельных хозяйств насчитывалось 17, а 64 имели лишь по 1-3 десятины земли. Архиепископ Гавриил писал по этому поводу: “К хлебопашеству и хлебоводству греки не весьма прилежны. Оттого значительные пространства полей и лугов их остаются праздными. Какое различие между хозяйством греков и хозяйством живущих подле них немецких колонистов, к которым и перешла уже часть их земель!” Огородничеством греки занимались лишь для себя, выращивая для семьи самые необходимые овощи. Довольно долго не занимались греки и ремеслами.
Обычаи мариупольских греков представляют немыслимую смесь древнегреческих, христианских, частично мусульманских и даже варварских.
Самый большой и торжественный праздник Пасха. Предпраздничный великий пост раньше соблюдался особо тщательно и строго. Разговлялись пасхой, яйцами, выкрашенными в красный цвет и рисовым супом с бараниной. На девятый день пасхи, для поминовения усопших, ходили на кладбище, где устраивалась поминальная, в основном сладкая, трапеза. На Новый год по издревле принятому обычаю пекли в честь Святого Василия пирог, начиненный пережаренной с медом и маслом мукой (Васило – пита). В пироге запекалась серебряная монета, а резали пирог по составу семьи плюс одна часть для ножа. Кому по жребию попадал кусок с монетой – в Новом году ожидала удача; если же кому выпадал кусок ножа – большое горе. Греки, как и их крымские угнетатели, до страсти любили лошадей и скачки, которые в настоящее время по разным причинам почти не проводятся. К древнейшим праздникам относятся так называемые панаиры, напоминающие древнегреческие игры. Они сопровождаются различными состязаниями, в частности борьбой, пением и плясками. Победитель обычно получает барана, быка или только его голову. Из настольных игр наибольшее распространение имела уже забытая куня.
В некоторых семьях греков до сих пор сохраняется обычай подправления черепа новорожденного, несмотря на церковный запрет 1783 г. Обычай этот имеет очень древние корни и берет начало от принятого у сарматов обычая деформировать черепа. Его затем восприняли готы и часть собственно греков. Напротив, обычай осыпать солью новорожденных имеет своим началом Священное писание (Иезек. XVI,4). Отсюда и выражение “солёный грек”.
Особенный свадебный обычай в селе Старобешево заключался в том, что на второй день свадьбы кума делит между всеми родственниками “бахчу” или “бохчу” – курятину и сладкое печенье. Обычай сохранился по сей день.
Напев почти забытых греческих народных песен печален как тоска по безвозвратно ушедшему. В то же время плясовая музыка зажигательная и весёлая. Наиболее известная из сохранившихся плясовых мелодий быстрая хайтарма (къайтарма) имеет неоспоримые следы музыкальной культуры тюркоязычных народов.
В конце 19 века село зачастую называлось: село Бешевка Екатеринославской губернии, Мариупольского уезда. В тот период в селе проживало 4.200 человек, имелась церковь, 2 ярмарки, до 10 торгово-промышленных заведений.
В 1866 году на греков поселенцев была распространена единая система гражданского устройства и управления. В числе 11 греческих волостей создана и Бешевская — которая в последствии в 1874 году вошла в Мариупольский уезд.
Крестьянам Бешева предоставили на выкуп (на протяжении 20 лет) находившуюся в их пользовании землю. На 1.656 душ мужского пола пришлось до 17 десятин. Однако равенства среди жителей не было. С развитием капиталистических отношений, уже 20 лет спустя рабочий скот и сельхозинвентарь в основном принадлежали богатым крестьянам. Особенно бедствовали пришлые крестьяне батрачившие у местных богачей. С 1896 года после выделения села Новобешево, населенный пункт стал называться село Старобешево.
Земля обрабатывалась примитивным способом, собирали очень скудные урожаи. Как правило у бедняков не хватало хлеба до нового урожая, его занимали у кулаков, возвращая полторы-две мерки за одну. К кулакам вынуждены были наниматься и многие разорившиеся местные бедняки и обедневшие безземельные крестьяне из Харьковской. Черниговской, Полтавской и Тамбовской губерний. Средний заработок батрака составлял 60 коп. в день.
В 1889 году в селе населением 3,8 тыс. человек находился один врачебный участок где работали врач, шесть фельдшеров и акушерка, которые обслуживали ещё 24 села. В 1912 году в Старобешево построили больницу на семь коек.
В 1896 году переименовано в Старобешево.
Накануне Первой Мировой войны Старобешево насчитывало 685 дворов, в котором проживало 4,3 тыс. человек и читалось крупным селом.
В апреле 1918 года Старобешево захватили австро-германские интервенты после их изгнания в декабре того же года — деникинская армия вошла в Старобешево, установив свои порядки хозяйствовала до 3 января 1920 года. После изгнания деникинцев и восстановления советской власти в селе создан волиспролком, избран сельский Совет рабочих, крестьянских и красноармейских депутатов. Принудительно создаются товарищества по совместной обработке земли в которые вошли 13 хозяйств.
В 1924 году село Старобешево стало центром района. В 1924-1925 учебном году в двух школах обучалось 320 учеников, а в следующем году уже 477. В 1927 году в центре села был заложен парк на площади 3,5 десятин. В 1930 году основана Старобешевская машинотракторная станция (МТС), которая через 2 года уже имела 50 тракторов и обслуживала 17 колхозов. В этом же году создана первая в стране женская тракторная бригада, её возглавила Паша Ангелина.
241 житель Старобешево в результате “Греческой Операции” 1937-1938 гг. расстреляны по приговору №42 НКВД от 05.02.1938.
Около 230 лет назад через старобешевский край прошел караван греков-переселенцев из Крыма. Облюбовав излучину Кальмиуса, пять семей (“беш” в переводе с греческого “пять”, “ев” – дом) основали сегодняшний центр Старобешевского района. И выросло вдоль одной из главных рек Донбасса ожерелье селений хлеборобов.
Право заселения территории Приазовья, а также значительные льготы переселенцам были закреплены Грамотой Екатерины II от 21 мая 1778 года. В первые десятилетия в Бешево – так называли переселенцы свое село – проживало около 200 человек.
Сегодня в Старобешевском районе живет более 52 тысяч человек. На территории 1.282 кв. км, расположены город Комсомольское, 2 поселка городского типа (Старобешево и Новый Свет), и 58 сельских населенных пунктов. Район имеет свою символику, отражающую историю, культуру, экономический потенциал – флаг и герб.
Старобешевская земля взрастила известную всему миру Пашу Ангелину – легендарного бригадира женской тракторной бригады, дважды Героя Социалистического Труда.
Культ крестьянского труда, отношение к нему, его результаты и сейчас являются наиболее характерными фрагментами социально-экономического фасада района. Сегодня Старобешевский район – развитая сельскохозяйственная составляющая области. Аграрный сектор экономики представлен сельскохозяйственными предприятиями и включает 17 обществ с ограниченной ответственностью, три агроцеха Мариупольского Металлургического Комбината имени Ильича, 7 частных предприятий и 80 фермерских хозяйств. Площадь сельхозугодий, закрепленных за предприятиями, составляет 57,2 тыс. га, в т.ч. – 53,0 тыс.га. пашни.
Природно-климатические условия, приближенность к крупным промышленным центрам, транспортным коммуникациям безусловно оказали влияние на специализацию сельхозпредприятий района, именно поэтому здесь производят практически весь спектр сельскохозяйственной продукции. И прежде всего это производство зерновых культур, подсолнечника.
Результаты труда хлеборобов умело воплощают в прекрасные изделия из теста мастера Открытого акционерного общества “Старобешевский хлебокомбинат”. По итогам минувшего года предприятие вошло в число 100 лучших предприятий Украины.
В районе ведется работа по привлечению инвестиций в сельскохозяйственное производство, в частности, для внедрения новых прогрессивных технологий выращивания скота.
Наглядный пример – реализация проекта по созданию масштабного многоотраслевого сельскохозяйственного предприятия в Коммунаровском сельском совете.
В рамках реализации данного проекта общей стоимостью 11,5 млн. евро на сегодняшний день продолжается реконструкция молочно-товарного комплекса на 2,5 тыс. гол. крупного рогатого скота, закуплено 510 гол. нетелей, в том числе 489 племенных голов с племрепродукторов Украины и Австрии. При реализации данного проекта внедряются современные энергосберегающие и экономически менее затратные технологии.
И все же главное богатство района – это люди, их достижения, успехи, культура, традиции. Одним словом, исторически сложившийся менталитет.
Золотыми буквами в историю края вписаны имена четырех героев Советского Союза и 16 Героев Социалистического труда.
Старобешевская земля гордится своими прославленными земляками: Алексеем Матвеевичем Астаховым, Николаем Хаплановым – членом Конгресса литераторов Украины, лауреатом Международной Премии имени Владимира Даля, обладателем титула “Золотое перо Донбасса”, “Старобешевской соловушкой” Александрой Ставриновой – Лауреатом международных фестивалей и конкурсов в Испании, Польше, Германии. Дмитрия Халаджи называют Гераклом из Донбасса и украинским гладиатором. Он с легкостью поднимает мизинцем 152 кг, что почти на 10 кг превосходит легендарный мировой рекорд античного силача Бибона. Богатырские победы трехкратного рекордсмена Книги Рекордов Гиннесса заставляют зрителей восторженно рукоплескать беспредельной силе человека, который гнет подковы и железные ломы, разрывает толстые стальные цепи и играючи жонглирует огромными гирями.
Гордостью района считают ученого Юрия Азарова, доктора географических наук Владимира Чапек, доктора биологических наук Владимира Федорова, доктора технических наук Федора Кукоз, солистку Венской оперы Людмилу Шемчук, известную художницу Ларису Джарты, исследователя истории греков, автора множества научных публикаций и книг Ивана Джуху и многих других.
Золотым фондом считают в районе остается старшее поколение – ветераны. Руководство в постоянной заботе об этих людях. Стало доброй традицией чествование 100-летних юбиляров – заслуженных людей. В чествовании 100-летних юбиляров с участием руководители области и района.
Неотъемлемой частью здорового образа жизни является создание условий для развития спорта. Район имеет достаточно мощный спортивный потенциал: 3 стадиона, 2 плавательных бассейна, 31 спортивный зал, 46 спортивных площадок, 34 помещения для занятия физкультурно-оздоровительной работой. В районе насчитывается 3 детско-юношеских спортивных школы, организацию секционных занятий среди сельских детей выполняют 7 филиалов этих школ. В минувшем году введено в действие 3 спортивных площадки, на одной из них недавно прошел финал областных соревнований по футболу среди дворовых команд “Мобильное поле”.
Спортивной гордостью района являются молодые чемпионы областных и всеукраинских в соревнований.
Среди работников спортивных заведений – известные спортсмены Алексей Чибичик – заслуженный работник физкультуры и спорта Украины, многократный чемпион Украины по свободной борьбе, самбо и дзюдо, а также Почетный гражданин Старобешевского района, гордость Украины, трехкратный рекордсмен Книги Рекодов Гиннесса Дмитрий Халаджи.
Память о прошлом – это и уроки житейской мудрости, и дань уважения нашим предкам, взлелеявшим самобытную культуру края. Более двух столетий хранят свои традиции, язык, культуру, вероисповедание Старобешевцы – потомки переселенцев из Греции. В районе проводятся греческие национальные праздники “Панаир”, “Мега юрты”, “Куреш”. Наполненные национальным колоритом, проходят дни греческой культуры.
Стали традиционными чествование селян и творческой интеллигенции, проведение районной эстафеты “Від духовності – до добробуту”, районного рейтинга “Сяюча Ника”.
С целью сохранению истории и традиций, возрождения культурного наследия, развития духовности в районе действует комплексная программа развития культуры на 2007-2011 годы. В ее реализации задействованы все районные учреждения культуры, а это 21 библиотека, 17 клубов, 2 музея, школа эстетического воспитания и 2 детских музыкальных школы.
Район богат талантами. Славится он замечательными вокалистами, певческими ансамблями и самобытными танцевальными коллективами.
На протяжении многих лет радуют своим пением не только жителей района, но и области, Украины, Народные песенные коллективы. Это и народный вокальный ансамбль народной песни “Родные напевы” – в репертуаре которого прекрасные украинские, русские, казачьи и цыганские песни, народная студия сольного пения “Альянс”, а также народный вокальный коллектив греческой песни “Эзгиляр”.
Всего год в районном центре культуры и досуга имени П.Ангелиной работает цирковая студия “Кураж”. В ней занимаются около 100 юных старобешевцев. В программе студии практически все жанры циркового искусства.
Исторически Старобешево известно как место битвы русского князя Игоря с половцами на реке Каялы (Кальмиус) – при впадении в Кальмиус справа р.Камышевахи (ниже с.Старобешево).

Подготовил Клим Вопрошалов (dN)

Добавить комментарий