От «ЗАБОЯ» — до «ДОНБАССА»

Иван Ле

Не так давно газета «Литературная Украина» отметила 80-летие.

На первой странице поместила портреты своих бывших главных редакторов. Среди них опубликовала и фото известного украинского писателя Ивана Ле. Да, того самого, который в 1926 году возглавлял литературную организацию Донбасса и одновременно являлся ответственным редактором журнала «Забой», тогда базировавшихся в Бахмуте (нынешнем Артемовске). Как вспоминает сам Ле, то было удивительное время. Именно в те далекие двадцатые годы минувшего столетия, далее замечает он, «молодая донбассовская поросль советской литературы» буквально кипела творческой энергией, среди которой особенно выделялись Борис Горбатов, Алексей Селивановский, а также «забойские шахтарчуки» Григорий Баглюк, Павло Байдебура и Михаил Снежин.

Дата рождения журнала «Забой» – сентябрь 1923 года. Первый же номер вышел 40-тысячным (!) тиражом.

А происходило все так.

Из Петрограда в губернский центр Бахмут прибыл летом на отдых Михаил Слонимский, автор сборника антивоенных рассказов «Шестой стрелковый», получившего высокую оценку самого Максима Горького. Здесь он установил связь с газетой «Всероссийская кочегарка». При данном печатном органе ему и было предложено организовать литературно-художественный журнал.

В числе произведений первого номера значатся главы из повести Н.Никитина, рассказы М.Зощенко «Агитатор» и краматорца П.Трейдуба «Месть», стихи Николая Чуковского и местного поэта К.Квачова. Большим литературным событием вскоре явилась публикация в двух номерах журнала стихотворений Владимира Сосюры, повести Бориса Горбатова «Наш город» и рассказов Исаака Бабеля.

А через год, осенью 1924 года, родилась и писательская организация Донбасса, первыми ее членами были: Алексей Селивановский, Борис Горбатов, Михаил Снежин, Григорий Баглюк, Павел Беспощадный, Николай Олейников, Порфирий Трейдуб, Феликс Ковалевский, Валентин Харчевников и другие. Они опубликовали декларацию своего союза.

«Забой» поначалу был автономной писательской организацией, а затем вошел в состав Всероссийской Ассоциации пролетарских писателей – ВААП, что дало возможность побывать на первой Всесоюзной конференции писателей страны в Москве, а Б.Горбатову и стать членом правления ВААПа. В статье «Вчера и завтра», написанной к третьей годовщине существования «Забоя» и напечатанной в декабрьском номере за 1927 год, Борис Горбатов вспоминает, с каким энтузиазмом, волнением, трепетом приступали рабочие люди к созданию своей, пролетарской литературы, как неуверенны и неумелы были их первые шаги.

«Мысль об организации союза, – пишет он в этой статье, – …родилась у всех как-то неожиданно и внезапно. Но каждый из нас представлял себе этот союз иначе, чем другой. Помню, что у меня были какие-то очень туманные планы, правда, с «мировым масштабом», но без всякой конкретности.

И тогда Селивановский выдвинул свой план. План был прост и ясен: ячейки «Забоя» на рудниках и заводах. Центр в Артемовске. Связь с массами».

Этот план был рассмотрен на совещании инициативной группы. Завязались горячие споры. Б.Горбатов чистосердечно признается, что многое тогда им было неясно, их знания в литературе были поверхностны и примитивны. Но как бы там ни было, инициативная группа решила создать писательский союз «Забой» с центром в Артемовске и отделениями-ячейками в донецких городах. Такие ячейки появились в Константиновке, Краматорске, Кадиевке, Горловке, Лисичанске, Мариуполе, Луганске. Началось более активное выявление и собирание литературных сил Донбасса, изучение «забойцами» основ литературного мастерства.

Вот поэт Юрий Черный-Диденко. «Я помню его, – пишет Б.Горбатов, – горловским рабкором, когда он упорно и метко бичевал рудничные непорядки. Я знаю, что Юрий сейчас много учится, читает и упорно пишет. И, может быть, именно он вырастет в того писателя, который споет о Донбассе настоящие песни».

«Забойцы» Алексей Фарбер, Феликс Ковалевский, Василий Гайворонский, Павел Беспощадный, Борис Павловский
Август 1928 года, г.Константиновка, шахта «Северная». Слева направо: «забойцы» Алексей Фарбер, Феликс Ковалевский, Василий Гайворонский, Павел Беспощадный, Борис Павловский

Полны доброжелательства суждения Горбатова и о поэте-шахтере П.Беспощадном: «Скромный и робкий, он пришел в «Забой» через стенную газету; пришел с корявыми частушками, простыми и трогательными стихами – пришел и сразу полюбился шахтерской массе… Может быть, именно он вырастет в большого пролетарского писателя и вместе с собой принесет в литературу любовь к угрюмым шахтам и простым людям». И таки в своих прорицаниях Б.Горбатов не ошибся: впоследствии о родном Донбассе и Ю. Черный-Диденко, и П.Беспощадный написали немало хороших произведений и выросли в больших мастеров художественного слова.

Но вернемся к журналу «Забой». На его страницах оперативно отражалось все, чем жил тогда шахтерский край. В его поле зрения находились и «воскресающие гиганты» Донбасса – Константиновский химический и стекольный заводы, доменная печь в Краматорске, строительство Артемовского дворца культуры, губернский праздник урожая, прибытие в Донбасс многочисленных рабочих делегаций из Англии, Германии, Франции.

Шло время, журнал жил тем, чем жили его героические земляки. Он видел строительство «Азовстали» и новых шахт, красивую, как песня, трудовую молодость Никиты Изотова, Алексея Стаханова, Паши Ангелиной, Макара Мазая и тысяч их сподвижников. Вместе со своими читателями он выходил восстанавливать разрушенное оккупантами хозяйство своего края. Вместе с ними радовался расцвету страны и его могучего индустриального центра – «железного» Донбасса.

Если обратиться к хронологии, журнал переживал самые разные времена – от яркого успеха до кратковременных спадов. И все равно оставался на плаву. Был лишь один перерыв, когда он не выходил – в годы войны.

В 1958 году из «Забоя» и «Литературного Донбасса» журнал был переименован в «Донбасс».

В его истории есть эпизод, который ярко показывает, какие результаты приносит глубокая заинтересованность в сохранении печатного органа (к слову, это актуально и сейчас), а именно – когда все писатели Донбасса воистину грудью стали на защиту своего детища, нужного не только им, а и всей общественности и, как говорили встарь, «любителям изящной словесности».

В 1962 году ЦК КП Украины принял постановление о закрытии всех альманахов, издававшихся в ряде регионов Украины, как нерентабельных и невысоких по своему идейно-художественному уровню. Вместо них создавалось два (или три) новых республиканских журнала. Нетрудно представить, что означало для литераторов Донетчины закрытие альманаха.

Как вспоминал потом его тогдашний главный редактор, прозаик Николай Гревцов, «поскольку даже Донецкий обком не сумел добиться отмены этого постановления хотя бы в отношении «Донбасса», ссылаясь на значение региона для всей Украины, редакция и редколлегия альманаха, правление писательской организации сделали весьма удачный «ход конем».

В кратчайшие дни были организованы в адрес Н.Хрущева (известна его связь с Донбассом) письма от большой группы московских писателей, бывших донбассовцев (В.Попов, Л.Жариков, М.Матусовский, Ю.Жуков, Г.Марягин и др.), письмо от представителей творческой и научной интеллигенции Донбасса, писателей-донбассовцев, живущих в Киеве (В.Сосюра, М.Рудь, Ю.Черный-Диденко, М.Упеник, Б.Буряк и др.). С этими письмами пытались попасть на прием в ЦК побывавшие в Москве председатель правления Донецкой писательской организации В.Соколов и ее ответственный секретарь И.Мельниченко.

Заключительным аккордом пошла в Кремль на имя Хрущева телеграмма с настоятельной просьбой альманах «Донбасс» сохранить как преемника первого журнала в рабочем крае – «Забой», подписанная тремя известными на всю страну и хорошо знакомыми генсеку шахтерами, Героями Социалистического Труда, депутатами Верховного Совета СССР.

Чтобы получить их подписи (все делалось стремительно, нельзя было терять времени, один из литераторов тут же поехал в города Краснодон и Шахтерск и встретился с известными горняками Н.Мамаем и А.Кольчиком.

А в это время другой побывал у знатного шахтера К. Северинова.

Правительственная телеграмма, отправленная из Донецка в Кремль, попала к адресату и возымела действие.

ЦК КП Украины, правда, так и не отменил своего постановления. Но в Донецкий обком партии сообщили по телефону: мол, пусть альманах «Донбасс» выходит, как выходил раньше.

Как говорится, почти детективная история… Но тогда было не до смеха.

Между прочим, что-то подобное могло произойти и в 1993 году, то есть в год его семидесятилетия. Новые власти Украины решили, что литературные журналы способны выжить сами, без дотации государства.

И всех отправили в свободное плавание, в так называемый хозрасчет. Что получилось из того – сегодня многим известно: большинство из них, потеряв своих почитателей, до сих пор влачат жалкое существование.

И все же «Донбасс», слава Богу, на плаву остается, как заметил в свое время поэт Павел Беспощадный, на колени его не поставили. Получая письма от читателей Львова и Одессы, Москвы и Кемерово, журнал продолжает их радовать новыми произведениями, будь они художественного или документального жанра. Так, на его страницах в течении минувшего времени печатались малоизвестные «вещи»: роман В.Винниченко «На ту сторону», повесть Т.Осмачки «Старший Боярин», публицистический очерк М.Осадчего «Бельмо» и т.д. Из современных авторов – П.Загребельный, В.Захарченко, Л.Талалай… Увидели свет произведения и именитых русских литераторов: Г.Газданова, И.Одоевцевой, А.Зиновьева, Ю.Бондарева, В.Остафьева, В.Лихоносова, В.Войновича. Публикуя все это, «Донбасс» в то же время не забывал и о репрессированных писателях, о тех, кто пострадал в тридцатые, а также в семидесятые и восьмидесятые годы – Г.Баглюк, С.Божко, И.Савич, В.Стус, И.Светличный, И.Дзюба, Н.Руденко.

В 2008 году «Донбассу» исполнится 85 лет. Это серьезная дата. Хочется верить и надеяться: дело, начатое в далекие от нас 20-е, не умрет, а напротив, обретет новые и весомые черты. К этому стремиться и будем.

Виктор Логачев, главный редактор журнала «Донбасс», «Европа-Центр», 4/2007

Добавить комментарий