В 2008 г. свое 50-летие отметил Горловский художественный музей. Со дня открытия он располагается в доме №23 по ул. Пушкинской (правда, в 1959-м ее называли улицей Пушкина). В основу экспозиции легла богатая коллекция тогда старшего инженера проектной конторы «Главюждонбассуголь», а затем старшего инженера отдела УКС треста «Горловскуглестрой» Б.В. Бородина, переданная им в дар городу.
Вопрос создания музея не раз поднимался Борисом Бородиным на страницах «Кочегарки». В духе той эпохи это выставлялось как еще одно средство повышения культуры трудящихся Горловки. В номере от 4 сентября 1955 года была опубликована статья коллекционера под заголовком «Искусство – в массы», где говорилось о создании в открывающемся после восстановления ДК им. Ленина изостудии. «Необходимо будет также при открытии изостудии в дальнейшем учесть возможность организации передвижных выставок советских художников и заложить основу для организации при изостудии небольшого художественного музея, на экспонатах которого наша молодежь могла бы наглядно учиться по лучшим образцам изобразительного искусства», – так заканчивалась эта статья.
Городская власть, по-видимому, не хотела торопить события, раз спустя месяц в «Кочегарке» по поводу картинной галереи в Горловке выступил уже член областного товарищества художников г.Сталино (ныне Донецк – Д.Р.) К. Тодоров, роль которого в создании художественного музея тоже очень важна. Уже из заголовка его статьи «От слов к делу» (номер от 5.10.1955) ясно, что автор будет предлагать переход к реальным действиям. При этом одними призывами не ограничивался, обрисовав механизм наполнения будущего музея. «Открытие такой галереи не представляет больших трудностей, – писал К. Тодоров. – В этом деле большую помощь может оказать наше Донецкое художественное училище в Ворошиловграде (ныне Луганск – Д.Р.), выделив из своих фондов ряд лучших студенческих работ; должны прийти на помощь этому начинанию Сталинский Союз художников и областное товарищество, тем более что в Горловке оно имеет свой филиал. Можно быть уверенным, что художники шахтерской столицы не откажутся помочь шахтерам Горловки, и каждый выделит для этой галереи одно-два произведения. Обращение за помощью в Киевский и Харьковский художественные институты тоже даст свои результаты, тем более что почти все донецкие художники – их воспитанники… Как бывший горловчанин, прошу шахтерскую общественность принять от меня в фонд будущей галереи три картины».
Дар Б.В.Бородина был значительнее. Этот человек в течение пяти лет за счет своих сбережений и дарственных работ художников собрал коллекцию из 137 картин, этюдов и скульптур 60 авторов. Видное место среди них занимали работы академиков, народных художников СССР И.Э.Грабаря, В.Н.Бакшеева, С.В.Герасимова, заслуженного деятеля искусств Т.Н.Яблонской и других. С большинством живописцев коллекционер Бородин вел активную переписку. Свой отпуск Бородин проводил в Москве и Киеве, где встречался с художниками, приобретал полотна или принимал в дар. Бывало, и сами авторы посылали ему на просмотр свои новые работы, ожидая оценки…
С каждой новой картиной решение передать собрание в дар городу становилось сильнее. И, наконец, в горком поступило заявление Бориса Владимировича с просьбой принять все его собрание. Вот что говорилось в решении горкома КП Украины «О патриотическом почине инженера т.Бородина Б.В.»: «Тов. Бородин Б.В. обратился в Горловский горком КП Украины с письмом, в котором предлагает собрание картин, скульптур и рисунков передать городу Горловке, как основу для создания художественной картинной галереи. Бюро просит Сталинский обком и исполком областного Совета депутатов трудящихся предусмотреть в бюджете г.Горловки необходимые средства на оборудование галереи, изготовление багетных рам и остекление их, а также решить вопрос о взятии данной картинной галереи на баланс областного управления культуры и выделить на ее содержание необходимые средства и штаты».
Так был создан наш художественный музей, который распахнул свои двери 26 апреля 1959 года. Накануне в «Кочегарке» появилась целая страница, посвященная его основателю и первому руководителю. Там же указывалось, что не все 214 творческих работ будут выставлены на всеобщее обозрение. Некоторые картины еще не были оформлены, не имели рам и подрамников. Тем не менее два зала музея производили замечательное впечатление насыщенностью творческими работами, которые должны доставить радость любителям изобразительного искусства.
Открытие первой в Донбассе картинной галереи, как требовало время, посвятили Первомаю, и по этому случаю был митинг, который запечатлели на кинопленку. В тот день в адрес организаторов галереи поступило много приветственных телеграмм, писем – от Министерства культуры и Союза художников УССР, редакций журналов «Огонек», «Искусство», «Художник», газеты «Советская культура», писателя Бориса Полевого, народного художника УССР С.А.Григорьева, многих искусствоведов, коллекционеров. Кое-кто из деятелей культуры, например, П.Г.Беспощадный и художник В.И.Сахненко, чьи работы тоже попали в музей, решили лично присутствовать на празднике. Поэт записал в книгу отзывов следующие строки: «Пусть процветает галерея, красой искусства сердца грея». Основателю музея прислал письмо сам министр культуры СССР Н.А.Михайлов, в котором, в частности, говорилось: «Благородный ваш поступок является прекрасным примером подлинного советского патриотизма, проявлением лучших сторон новой коммунистической морали нашего общества»…
Когда весть о создании первой в Донбассе картинной галереи облетела Украину, сразу же начали поступать предложения ее пополнить за счет личных работ или из своих коллекций. Об этом просили, например, 76-летний киевский художник М.Штейнберг, коллекционер из Сталинграда В. Винокуров… За первый месяц работы музея экспонирующиеся здесь картины посмотрели более двух тысяч человек, причем не только горловчане, но и гости города, скажем, секретари парторганизаций стройуправлений Макеевки или участники проходившего в Горловке республиканского совещания председателей Советов пионерских организаций городов и районов Украины. Они оставляли восторженные отзывы о галерее.
По праву носивший прозвище «Горловская третьяковка» художественный музей за 50 лет превратится в культурный объект масштаба большего, чем городской. Достаточно вспомнить гордость музея – коллекцию произведений Н. Рериха, кстати, тоже подаренную в 1962 году московским коллекционером доктором медицинских наук С.Мухиным. 28 работ так называемого русского периода творчества этого художника сделали горловскую галерею известной всему миру искусства.
Денис РАФАЛЬСКИЙ, Кочегарка. Фото Олега Пустовойта.