Легендарный поход Луганск-Царицын

Карта будущей территории УССР. 1918 год

В 2008 году исполнилось 90 лет со времени беспримерного подвига, совершенного луганчанами: весной 1918 года из неприятельского окружения сумели вырваться свыше 20 тысяч жителей города и при этом вывезти все ценное оборудование предприятий, материалы, не оставив немецким оккупантам практически ничего. От Луганска до Царицына пробились десятки эшелонов с промышленным оборудованием, запасами цветных металлов, сырьем для военного снаряжения. В поездах везли горожан, рабочих, членов их семей. Шестьдесят семь дней и ночей продолжался этот беспримерный поход.
Австро-немецкие войска приближались к Донбассу. В начале марта В.И.Ленин в беседе с Артемом — председателем Совнаркома созданной 8 февраля 1918 года на 4-м съезде советов Донбасса и Криворожья Донецко-Криворожской республики — предложил превратить Донбасс в центр собирания сил и организации сопротивления вражеским полчищам. 7 марта 1918 года был создан Чрезвычайный штаб обороны Донбасса, в состав которого вошли Артем (Сергеев), К.Е.Ворошилов; Н.А.Руднев; М.Л.Рухимович. Командующий Украинским фронтом В.А.Антонов-Овсеенко отдал приказ 1-му Луганскому социалистическому отряду отбыть на фронт. Отряд отбыл на фронт в район Конотоп-Бахмач. Первое боевое крещение Луганского отряда состоялось у станции Дубовязовка восточнее занятого немцами Конотопа. В этом бою луганчане заставили врага отступить. Это была первая победа и первое боевое крещение командира отряда Клима Ворошилова, будущего командарма, первого маршала Советского Союза и Наркома обороны. Из красногвардейских частей, расположенных в районе Сватово-Кабанье-Лисичанск, в середине апреля была сформирована 5-я Украинская армия. Командующим армией был назначен К.Е.Ворошилов, начальником штаба — Н.А.Руднев, особоуполномоченным — А.Я.Пархоменко. Ядром армии были 1-й Луганский социалистический и Харьковский коммунистический отряды. Эта армия должна была сдержать наступление немецких войск на Луганск.
Учитывая, что по условиям Брестского договора немцы должны были занять Украину только до реки Северский Донец, луганчане решили обезопасить Луганский округ от оккупации еще и договором с Донской областью Российской Федерации. Луганская делегация выехала в Ростов. Переговоры шли успешно и близились к завершению. Были обговорены границы новой республики, решались финансовые вопросы. Но пока в Ростове шли переговоры, немцы заняли Харьков и двинулись на юг.
Совнарком Донецко-Криворожской республики переехал из Харькова в Луганск. Так Луганск стал на некоторое время одновременно столицей Украинской Советской социалистической республики и Донецко-Криворожской республики, а также центром обороны Донбасса. Обороной руководили К.Е.Ворошилов, А.Я.Пархоменко Н.А.Руднев. В связи с угрозой оккупации Луганска немецкими войсками в конце апреля было принято решение эвакуировать в сопровождении войск 5-й Украинской армией правительство Донецко-Криворожской республики вместе рабочими и их семьями. Эвакуации подлежали запасы оружия, угля, металла, хлеба, а также банки, типографии, партийные и советские учреждения, оборудование заводов. Оборудование и имущество должны были отправляться по железной дороге по маршруту Дебальцево-Зверево-Царицын; Луганск-Миллерово-Воронеж.
Всего было вывезено около трех тысяч вагонов различных грузов, были вывезены станки и другое заводское оборудование, паровозы, подвижной состав, металл, уголь, рельсы, обмундирование, продовольствие. Особенно важным было то, что удалось погрузить в составы орудия, пулеметы, снаряды, готовую продукцию патронного завода, вплоть до рельсов и шпал.
25 апреля под станцией Родаково произошло сражение немецких войск и бойцов 5-й Украинской армии. Бой у Родаково имел особое значение. Задержка вражеских войск на этом рубеже позволила вывести из районов, которым угрожала оккупация, десятки эшелонов. Несмотря на победу в этом бою на следующий день, выполняя приказ командования, части 5-й Украинской армии отошли к Луганску, а вечером того же дня вместе с последними эшелонами двинулись на Миллерово, чтобы через Чертково и Лиски пробиться к Воронежу.
Интервенты, намереваясь перехватить вывозимые из Луганска ценности, захватили железнодорожную станцию Чертково. Путь на север был отрезан. Оставался только путь на восток, к Царицыну, через донские степи. Так начался беспримерный, пятисоткилометровый героический поход.
Исключительная сложность похода состояла в том, что войска Красной Армии были привязаны к линии железной дороги. В восьмидесяти эшелонах находились до 50 тысяч человек, главным образом дети, женщины, старики. Бойцов было не более 15 тыс. человек. Местность была совершенно открытая, что давало врагу возможность постоянно делать внезапные налеты на любой эшелон. «Почти сто паровозов, самых крупных, самых мощных, — писал впоследствии Артем (Сергеев), — везли народное имущество колоссальной ценности. Ворошилов проделывал чудеса в тылу: он не давал немцам ни минуты покоя. Связывал их действия и ликвидировал обходы. Каждый новый километр пути преодолевался с боями. Под огнем чинили разрушенную врагом железнодорожную линию, мосты, водокачки».
В голове и хвосте колонны шли бронепоезда. Впереди пробивали путь мощным огнем орудий и пулеметов бронепоезда «Коммуна летит» и «Луганец» под командой Дмитрия Руда. По сторонам сдерживали свирепый натиск белоказачьих повстанцев атамана Краснова конники и пехотинцы отрядов Пархоменко, Латышева, Якубовского, Артема, Холодилина и присоединившихся к луганцам в станице Каменской красных казаков и сулинских шахтеров под командованием Ефима Щаденко. А заключал этот воистину железный поток бронепоезд «Гроза». «Гроза» то и дело вела огонь из всех стволов по наседавшим германцам… Был создан специальный отряд железнодорожников, которые восстанавливали разрушенные пути.
1 мая головные эшелоны подходили к станции Лихая — крупному железнодорожному узлу. На станции скопилось множество эшелонов, образовалась огромная «пробка», чем не замедлили воспользоваться белоказаки. Они решили окружить Лихую и разгромить растянувшуюся вдоль железнодорожной линии армию Ворошилова. В соседней станции Зверево сосредоточились большие силы немецких войск, которые вели артиллерийский обстрел станции Лихая. Немецкие самолеты сбрасывали бомбы на эшелоны и пулеметными очередями косили людей.
Клим Ворошилов организовал круговую оборону, Артем и Руднев тем временем «проталкивали» составы все дальше и дальше на восток. Из добровольцев был сформирован специальный бронепоезд, который направился на станцию в Звереве. Появление бронепоезда было неожиданным для немецких войск, и они вынуждены были отступить от железнодорожного полотна. Путь был свободен. Бронепоезд, которым командовал А.Я.Пархоменко, последним покидал Лихую, прикрывая отход эшелонов.
Труден был путь по донским степям. Опасность подстерегала на каждом шагу. Белоказаки разрушали мосты, взрывали железнодорожное полотно, гнули рельсы, устраивали завалы, опрокидывали на пути старые вагоны, платформы и даже паровозы. Все это приходилось разбирать, ремонтировать, часто под пулеметным и артиллерийским огнем. За сутки проходили не более двадцати километров. Каждый шаг давался с боем.
Ожесточенные бои развернулись в районе Белой Калитвы. Незадолго до подхода красных эшелонов местный отряд шахтеров Богураевских рудников, поддерживаемый бронепоездом «Черепаха», выбил со станции белых. Но, отступая, враги успели взорвать мост через Северский Донец и повредить железнодорожный путь. Трое суток под непрерывным обстрелом возводили новый мост и обходную железнодорожную насыпь. 7 мая в Белую Калитву прибыл К.Е.Ворошилов. Был разработан план дальнейшего продвижения к Царицыну.
На всем пути от Белой Калитвы до станции Морозовская продолжались бои. К тому же особенно трудно было с водой. Водокачки на железнодорожных станциях, как правило, были разрушены. Приходилось вручную доставать из колодцев воду, чтобы «напоить» паровозы. На одной из станций к участникам похода — красноармейцам, женщинам, подросткам — обратился К.Е.Ворошилов с просьбой помочь обеспечить паровозы водой. В ответ сотни людей выстроились в живую цепь на несколько километров и бережно, чтобы не пролить ни капли, передавали из рук в руки ведра, котелки, чашки с водой из далекого степного колодца.
Трудности были и в обеспечении продовольствием. Скромные запасы продуктов, которые имелись в вагонах, необходимо было пополнять. В условиях непрерывных боев, это не всегда удавалось. Поэтому участники похода довольствовались скромным пайком. Большую помощь оказывали местные жители. В Волгоградском музее Обороны хранятся воспоминания участника гражданской войны А.Д.Одарченко «Однажды я пас скот недалеко от станции Репной. Вдруг из-за горы выехали пять всадников, и направились ко мне. По красным звездочкам я узнал красноармейцев. Подъехав ко мне, они спросили, нет ли на хуторе белогвардейцев, я ответил, что нет. Тогда они сказали: «Слушай товарищ, а нельзя ли у вас на хуторе достать продуктов?». «А куда вам привезти?» — спрашиваю. «На станцию Репная». Пригнав домой скот, молодой крестьянин вместе с товарищами обошел хутор, поговорил с односельчанами, рассказал, кому и для чего нужны продукты. К утру на станцию было отправлено три фургона с хлебом, яйцами, салом и другими продуктами.
10 мая передовые части 5-й Украинской армии уже подходили к Морозовской. Эта станица была одной из самых революционных на Дону. В январе 1918 года здесь был избран окружной Совет рабочих, крестьянских и казачьих депутатов. Когда в станицу прибыли части 5-й Украинской армии, в станице был создан Морозовский полк, который тоже стал пробиваться к Царицыну.
Ежедневные бои увеличивали количество раненых, их набрался целый эшелон. Командование похода решило направить под охраной бронепоезда и специального отряда свыше 600 раненых и больных бойцов в Царицын. 22 мая санитарный эшелон прибыл в станицу Суровикино. Бронепоезд, охранявший состав, под покровом ночи ушел на разведку. Этим воспользовались белые, которых предупредил предатель. На рассвете артиллерийским обстрелом начался белогвардейский налет. Затем на станцию ринулись белоказачья конница и пехота. Путь им преградили красногвардейцы, но силы были неравные. К 9 часам утра белые прорвались к поезду. Началась жестокая расправа над безоружными, беспомощными людьми. Их рубили шашками, выбрасывали из окон вагонов. Врачей и медсестер, пытавшихся остановить озверевших бандитов, расстреливали на месте.
Весть о суровикинской трагедии быстро долетела до красного командования. Уже к полудню на станцию прорвалась сквозь огненное кольцо бронеплощадка, на которой были К.Е.Ворошилов и А.Я.Пархоменко. Страшная картина предстала перед ними. Как потом выяснилось, из 600 больных и раненых остались в живых лишь 70 человек. Нужно было немедленно отвести санитарный поезд в безопасное место. Подцепили паровоз. Когда машинист был убит, его заменил А.Я.Пархоменко. Под градом пуль, раненный в плечо и в руку, Александр Яковлевич все же вывел из-под огня эшелон. 24 мая в Суровикино состоялся траурный митинг. Сотни жителей станции и соседних хуторов пришли проводить в последний путь красных бойцов, ставших жертвой зверской расправы. На митинге выступил К.Е.Ворошилов. Над могилой погибших товарищей бойцы дали клятву до конца быть преданными революционному делу. Об этом событии напоминает мемориальная доска, установленная на здании железнодорожного вокзала.
Бои в районе Суровикино продолжались. Имея численный перевес, белогвардейцы были настолько уверены в скорой победе, что даже прислали своих парламентариев с предложением сдаться. Но участники героического похода отвергли это предложение.
Белогвардейцы бросились на штурм. Бои продолжались днем и ночью. Противник не ожидал такого упорства от измученных тяжелым переходом красноармейцев. Когда белые начали выдыхаться, красные командиры снова подняли бойцов в атаку. Враг был отброшен от железной дороги. 2 июня части 5-й Украинской армии начали наступление на станцию Чир.
Миновав станцию Чир, красные эшелоны подошли к Дону. Здесь их ждало неприятное известие. Железнодорожный мост через реку был взорван. А до Царицына рукой подать — всего сто километров. Создалось критическое положение: путь вперед был отрезан, с запада, севера и юга наседали белоказачьи полки. Воспользовавшись создавшейся обстановкой, белогвардейский генерал Мамонтов послал в штаб 5-й Украинской армии парламентеров, он надеялся запугать К.Е.Ворошилова и его боевых соратников, вынудить их к сдаче на милость победителя. Парламентеры предложили Ворошилову прекратить сопротивление и сдать в неприкосновенности все оружие и имущество. При выполнении этого требования красноармейцам и всем беженцам гарантировалась жизнь и свободное возвращение в Советскую Россию.
Но Ворошилов отверг это предложение. Решено было мост восстанавливать. Техническое руководство стройкой поручили бывшему студенту Московского императорского инженерного училища Ф.А.Сергееву (Артему) и М.Л.Рухимовичу, имевшему техническое образование, прорабом назначили деда Матвиенко. Восстанавливать мост, добывать необходимые материалы пришлось под непрерывным огнем. Отряды 5-й Украинской армии и присоединившиеся к ним по пути части заняли круговую оборону. Одним из опорных пунктов стали Рычковские высоты. Их опоясывали две, а местами и три линии окопов.
В то время, когда красноармейцы отбивали яростные атаки врага, на изрытых снарядами берегах Дона полным ходом шло восстановление моста. Днем и ночью реку бутили землей, чтобы по насыпи проложить рельсы и пустить составы. А.Л.Семенов — участник похода, старый большевик вспоминал: «… глубина реки в этом месте достигала 4—5 метров, расстояние от уровня воды до линии укладки рельсов — 20 метров. Особенно трудной была вторая половина июня. Белогвардейцы узнали, что восстановление моста подходит к концу, усилили натиск, бросая в бой крупные силы конницы и пехоты, обстреливая нас из дальнобойной артиллерии. Пока войска отбивали атаки врага, луганские, и харьковские металлисты разобрали взорванную ферму, на мели шахтеры рыли котлованы. Другие бойцы в ближайших населенных пунктах разбирали заброшенные кирпичные и деревянные постройки. На железнодорожных платформах и подводах подвозили к реке кирпич, камень, бревна, шпалы, рельсы. К работе были привлечены все не занятые в боях. И все делалось под непрерывным огнем противника».
Кровопролитные бои продолжались с 16 июня по 2 июля 1918 года. Мост был восстановлен в необычайно короткий срок — за три недели. 30 июня первым по восстановленному мосту прошел бронепоезд «Черепаха». Участник похода Г.А.Толокольников вспоминал: «И вот настал долгожданный день. Над поверхностью воды показались бугорки насыпи. Вода не размыла её. Железнодорожники положили шпалы, на них рельсы. После долгого молчания над степью снова запел гудок паровоза. Первым по восстановленному мосту прошел бронепоезд «Черепаха». Он шел, тихо посапывая, осторожно, словно испытывая прочность полотна. Люди напряженно следили за ним. Вот он достиг границы моста и покатил дальше. И тогда полетели вверх шапки и фуражки. Бойцы обнимали друг друга, приговаривая: «Выдержал, миленький, выдержал!». В ночь с 1 на 2 июля начали переходить Дон эшелоны. Белые вновь предприняли атаки, чтобы помешать этому, но были отброшены. Пока шла переправа составов, сводный коммунистический полк С.Локотоша успешно развивал наступление на левом берегу Дона. Продвигаясь вперед, красные части заняли станцию Ляпичев, а на соседней станции Кривая Музга, уже держали оборону защитники Царицына. Стремясь помочь группе войск Ворошилова, они перешли в наступление. Совместными усилиями соединившихся частей 44-й белогвардейский полк был далеко отброшен от железной дороги. Эшелоны благополучно проследовали к Царицыну.
Так завершился легендарный пятисоткилометровый поход луганских красноармейцев, рабочих, жителей города, который длился шестьдесят семь дней и ночей. Многие из них за мужество и отвагу были награждены орденом Красного Знамени.

В.Картавцев, «Рабочий класс»

Добавить комментарий