Куинджи, Менделеев и шахматы или История одной фотографии

Многогранность куинджинского гения, пишет Аркадий ПРОЦЕНКО в газете «Приазовский рабочий» 9 июля 2008 года, — явление поистине беспримерное в истории русского искусства. Неповторимый живописец, учитель жизни, музыкант. Но, оказывается, это не исчерпывает всех творческих проявлений всеобъемлющей натуры художника. Куинджи — шахматист! Вот еще одна грань его непостижимого таланта.

Шахматы издавна привлекали внимание выдающихся ученых, поэтов, художников, деятелей других областей искусства. Они посвящали игре в шахматы часы досуга, высоко ценили древнюю мудрую игру. Традицией в истории отечественной культуры стала духовная близость и личное знакомство представителей литературы с мастерами шахматной игры. Начало этой доброй традиции положили дружеские отношения А.С.Пушкина и А.Д.Петрова. Первый русский шахматный мастер подарил поэту свой учебник с надписью: «Милостивому государю Александру Сергеевичу Пушкину, в знак истинного уважения от издателя, 1835 год». Можно отметить продолжавшуюся многие годы дружбу Д.И.Менделеева и А.И.Куинджи, весьма сильных шахматистов. Оба соперника обладали исключительным пониманием шахмат, интуицией. Они были настоящими «художниками» шахмат.
В Санкт-Петербурге, в квартире Д.И.Менделеева при университете, профессором которого он был четверть века, создан мемориальный музей, где среди прочих экспонатов собраны фотографии и рисунки, запечатлевшие ученого за шахматной доской. Раз в неделю у Менделеевых собирались гости. Приходили художники А.Куинджи, Н.Ярошенко, И.Крамской, И.Шишкин, К.Савицкий. Партнерами Менделеева по игре в шахматы были люди разные. Среди них — ближайший друг Архип Иванович Куинджи. Молодая хозяйка дома Анна Ивановна Менделеева, окончившая к тому времени Академию художеств, считала своим опекуном А.И.Куинджи и встречала его восторженно.
Попытаемся вникнуть в особенности характеров Куинджи и Менделеева, ведь оба — личности незаурядные. Касаясь разных сторон деятельности великого художника, друзья отмечали его любовь к шахматной игре, подчеркивая, что играл он остро, иногда даже азартно. Однако, несмотря на южный темперамент, за шахматной доской художник обладал выдержкой, хладнокровием, объективностью. Товарищ Д.Менделеева по институту М.Панков вспоминал: «Дмитрий Иванович любил шахматы, но страшно переживал за исход каждой партии». Известно, что во время игры ученый нервничал. У Н.Ярошенко выигрывал почти всегда, Архипу Ивановичу, как правило, проигрывал. Проиграв, долго сердился, а успокаиваясь, уверял, что победа Куинджи — просто недоразумение: ведь не Куинджи, а он, Менделеев, одолел некогда знаменитого шахматиста М.И.Чигорина, претендовавшего ни много ни мало на звание чемпиона мира. Михаил Иванович Чигорин первым из шахмати-стов России вступил в борьбу за мировую шахматную корону. Сохранилась единственная любительская фотография, запечатлевшая Менделеева и Куинджи за игрой в шахматы. Фотоснимок сделан в квартире ученого.
Недавно в российском журнале «Шахматное обозрение» была опубликована статья Сергея КАРАСТЕЛИНА («64», №12, 2006) «История одной фотографии»:
Интересы (причем не только научные) великого русского ученого Дмитрия Ивановича Менделеева были фантастически разнообразны. Его яркая личность; независимое, наперекор сложившимся традициям, поведение; блестящие результаты исследований, проводившихся в самых различных отраслях науки и техники; наконец, нестандартные увлечения — порождали неизменное любопытство как простых обывателей, так и серьезных исследователей жизни этого гения, нередко обрастая при этом немыслимыми слухами и формируя изысканную, в ряде случаев, мифологию.
Но мы остановимся только на одном увлечении Менделева — он был хорошо известен в ученой среде как поклонник шахмат, настолько страстный, что в конце жизни они стали буквально частью его бытия.
Шахматами он увлекался с детства, затем будучи студентом Главного Педагогического института в Петербурге. Позднее, значительно усилившись в своей практической игре, довольно часто встречался с сильными шахматистами. Так, в частности, сыграл 13 партий с Михаилом Чигориным и одну из них выиграл. Уже в зрелом возрасте его частым шахматным партнером был редактор «Шахматного журнала» А.К.Макаров. Хотя Менделеев никогда не участвовал в турнирах, уровень его игры был достаточно высок и соответствовал тогдашней третьей или даже второй категории.
Саму шахматную игру ученый сперва рассматривал как честное единоборство двух умов, в котором побеждает тот, кто более оригинальный, а в зрелом возрасте стал считать формой активного отдыха, эффективно помогающего переключиться с проблем научной деятельности на вопросы человеческого общения.

 
Д.И.Менделеев играет в шахматы с художником А.И.Куинджи.

Д.И. Менделеев играет в шахматы с художником А.И. Куинджи. Фотография 1882 г.

 

Сохранилась лишь единственная любительская фотография, запечатлевшая Менделеева за игрой в шахматы. Этот фотоснимок сделан в 1882 году в квартире ученого. Позднее он несколько раз публиковался в прессе, однако при этом никогда не рассматривались обстоятельства и условия появления данного снимка, хотя, на наш взгляд, именно это и представляет несомненный интерес.

В кабинете Менделеева за шахматной доской запечатлена встреча известного химика и не менее известного художника. Весь кабинет заставлен шкафами с книгами, составляющими личную библиотеку ученого, в которой, между прочим, находились и три различных практических руководства по игре в шахматы. В одном из своих писем в 1929 г. вдова ученого Анна Ивановна писала: «Теорией шахматной игры Дмитрий Иванович интересовался и был с нею знаком…»
Интересно, что в кабинете для шахмат нашелся только крошечный (по размеру доски) столик, все остальное пространство буквально завалено грудами книг, журналов, рукописями, письмами и другими бумагами.
Запечатленный на фотографии шахматный противник 48-летнего ученого — известный русский художник Архип Иванович Куинджи (на 8 лет моложе своего визави), с которым ученого объединяла многолетняя дружба, и они часто встречались за шахматной доской. Характерно, что в этих встречах чаще побеждал ученый. Наконец, третье действующее лицо на фотографии, с таким неподдельным интересом наблюдающее за игрой, — 22-летняя Анна Ивановна, вторая жена ученого, и появление ее на фотографии отнюдь не случайно.
Пять лет назад Анна приехала в Петербург поступать в Императорскую Академию художеств и поселилась в казенной квартире Дмитрия Ивановича, который проживал там вместе с женой и многочисленным семейством своей сестры Екатерины Ивановны Капустиной, опекавшей в лице Анны дочь своей близкой подруги. Юная девушка часто исполняла на рояле различные музыкальные произведения, а по вечерам нередко играла с Менделеевым в шахматы. Между 17-летней красавицей и 43-летним ученым вспыхнул бурный роман. Заметив это и не желая содействовать распаду семьи брата, Капустина съехала на съемную квартиру, прихватив с собой и Анну.
Ученый затосковал и уехал на два года за границу. Вернувшись в Петербург, обнаружил, что его чувство к Анне не остыло, и решил возобновить знакомство. Начал с того, что пригласил пойти с ним в гости к Куинджи. Отказаться от такого приглашения студентка Академии художеств была не в силах, тем более что именно в это время Куинджи объявил, что выставлять своих работ он больше не будет и увидеть их теперь могут только избранные.
Дальше больше. Через год жена Менделеева узнает о том, что Анна беременна от ее мужа, и дает ученому согласие на развод. Однако Консистория, рассмотревшая дело о разводе, наложила на Менделеева епитимью и запретила вступать в новый брак в течение 7 лет.
Менделеев и Анна, уже окончившая в 1881 году Академию, вынуждены были жить в гражданском браке, а дочь Люба (будущая Прекрасная Дама Александра Блока) оказалась в положении незаконнорожденной. Помог счастливый случай в виде поступившего заказа на книгу «О сопротивлении жидкостей». Полученный ученым гонорар в 10 тысяч (неплохо тогда платили авторам!) был истрачен на подкуп священника Спиридония в Адмиралтействе, который и обвенчал гражданских супругов, за что был, в свою очередь, расстрижен.
Поэтому на снимке счастливая и влюбленная в своего с недавних пор законного супруга Анна Ивановна с видимым удовольствием выполняет роль доброжелательной хозяйки и с полным пониманием всматривается в положение на доске, сопереживая своему мужу и, возможно, даже делая какие-то комментарии. Видно, что все трое чувствуют себя в обществе друг друга свободно и комфортно. Эта фотография почти четверть века пролежала в семейном архиве, пока вдруг не была востребована.

Акварель (24 x 18 см). Музей шахмат, ЦДШ им. М.М. Ботвинника

Акварель (24 x18 см). Музей шахмат, ЦДШ им. М.М.Ботвинника

 
Подготовил Олег Пустовойт (dN).

Добавить комментарий