Невозможно представить себе сегодняшнего кинематографического бытия без имени Николая Мащенко. Не только без его фильмов. Прежде всего, без его увлеченной непокорной натуры, его зажигательного характера, без того огня, который носит в себе этот уникальный человек.
Николай Павлович Мащенко — народный артист Украины, лауреат Национальной премии Украины имени Тараса Шевченко, академик Академии искусств и телевизионной академии Украины, профессор Киевского национального университета театра, кино и телевидения имени И.К.Карпенко-Карого, режиссер-постановщик национальной киностудии имени А.П.Довженко.
Родина Николая Павловича — красивое и большое село Меловатка на реке Красной, что в Сватовском районе на Луганщине. Здесь 12 января 1929 года он родился, здесь прошло его детство, здесь, как он сам утверждает, начался в нем художник.
Мы познакомились в 2004 году во время сбора материалов о наших выдающихся земляках для новой экспозиции отдела современной истории Луганского областного краеведческого музея «Мы из Украины». Бывая в Киеве, встречаюсь с Николаем Павловичем, каждый раз он передает музею что-то новое из своей творческой копилки. Хочу отметить, что выдающийся кинорежиссер — потрясающий рассказчик!
Николай Мащенко словно неподвластен времени — по-прежнему красив, артистичен, обладает чувством юмора, с удовольствием делится своими воспоминаниями. Для него начало начал — мама, Татьяна Кирилловна. Он вырос в семье, где были дети от трех матерей и двух отцов, но понятия «мачеха» не существовало. Для всех детей она была мамой — любящей, заботливой и нежной. Более сильной и глубокой любви, чем та, что царила в его семье, Николай Павлович не встречал даже в литературе. Но жизнь была тяжелой. Отец железнодорожник — погиб, попав под колеса паровоза. Мама осталась с семерыми детьми. Николай — младший. Можно лишь представить, каких усилий стоило женщине одной растить и воспитывать детей, работая свинаркой в колхозе. Дети рано узнали цену хлеба, крестьянский труд. Николай с семи лет начал пасти коров, приняв кнут пастуха как эстафету от старшего брата.
Безусловно, первым учителем и наставником Николая была мама. Это она научила сына видеть красоту звездного неба, слушать голоса леса, это она открыла ему волшебные клады мужества, доброты, сострадания в душах людей.
Николаю Павловичу приходилось отвечать на вопрос журналистов о том, как случилось, что сын колхозной свинарки стал известным кинорежиссером, директором киностудии имени А.Довженко. И он неизменно отмечал роль своих школьных учителей, особенно по украинскому языку и литературе. Они сумели пробудить в нем творческую жажду к литературе, языку, истории своего народа. Жаль, что тогда в сельской школе не было 8, 9, 10 классов. Паренек вынужден был ездить рабочим поездом за 45 километров в Рубежное, а до железной дороги нужно было пройти пешком четыре километра.
Главная тема в искусстве Николая Мащенко — исследование героического в человеке, его «способности преодолевать слабости и ограничения своей природы, подняться до духовных вершин». Спартак, Овод, Корчагин… Еще в начале своего творческого пути он задумал кинотриптих об этих «героях на все времена». Живущие в разные эпохи и разных землях, принадлежащие к разным социальным классам, эти герои тем не менее объединены одной чертой — все они носители «прометеевого огня», борцы и подвижники, отдающие себя на служение благородной, гуманной цели.
За телевизионный шестисерийный фильм «Как закалялась сталь» кинорежиссер удостоен премии Ленинского комсомола (1974), трех главных призов на Всесоюзном кинофестивале в Тбилиси (1975), приза телевидения ГДР «Золотая лавровая ветвь» (1974).
«Если бы в детские годы я не читал вслух своей неграмотной матери этот роман, если бы она не плакала, слушая меня, и я вместе с ней, если бы во мне не сохранилась хотя бы частичка того детского отношения к книге Николая Островского, то я б не отважился перенести его на экран», — говорил впоследствии Николай Мащенко. В то же время некоторые из западных критиков выражали «сочувствие режиссеру Мащенко» по поводу неминуемого, по их мнению, провала будущего фильма, мол, стоит ли гальванизировать литературного героя, который непонятен современной молодежи.
Режиссер вспоминает: «Очень хотелось потом, чтобы эти прорицатели оказались в Берлине, когда там демонстрировался наш фильм. Они могли бы стать очевидцами такого эпизода: увидев в автомобиле исполнителя главной роли — артиста Владимира Конкина, зрители — молодые немцы — подняли машину на руки и понесли по улице…» В личном прочтении романа Николаем Мащенко проявились духовные ценности комсомольского племени семидесятых. Создать такой фильм могли лишь те, кто не только восхищался героизмом, мужеством убежденных комсомольцев двадцатых годов, но и твердо уверены, что черты эти присущи и современным юношам и девушкам.
Эту преемственность Н. Мащенко имел возможность еще раз наблюдать во время съемок телефильма, когда приходилось общаться с большой группой молодежи (за полтора года в съемках приняли участие 25 тысяч комсомольцев Украины, а во время съемок эпизода «VI съезд РКСМ» — 2700 комсомольцев Москвы).
Режиссер рассказывал:
— Мы по-настоящему построили два километра железной дороги, по которой могут идти поезда. Строили комсомольцы с утра до поздней ночи, и так полтора месяца — и в дождь, и в снег. А когда осенней порой необходимо было достать из холодной воды на берег 50 тысяч колод, не испугался ни один из трехсот комсомольцев — бросились в Днепр и несколько ночей спасали лесосплав. Исчезло электричество, погас свет — они собой загородили путь колодам и так простояли в зимней воде целый час. Низкий поклон им за этот подвиг — и физический, и нравственный.
В 1977 году вышел на экраны телевизионный кинофильм «Путь к Софии», который возрождал страницы современной борьбы болгарского и русского народов, утверждая идеи интернациональной дружбы. Авторский коллектив создателей картины — Стефан Дичев, Николай Мащенко, Венец Димитров — удостоен «Награды Софии» — приза, которым награждают авторов лучших произведений литературы и искусства о столице Болгарии. Н. Мащенко присвоено звание «Почетный гражданин Софии» и вручен орден Кирилла и Мефодия.
В 2002 году, отвечая на вопросы Владимира Войтенко в журнале «Кіноколо», Николай Мащенко сказал:
— Мне кажется, что всю свою скромную творческую жизнь снимаю один фильм, об одном неизменно сильном герое, который жертвует собой ради великой Идеи, которая вмещается лишь в одном слове — Свобода. Снимаю лишь в том случае, когда в душе возникает кипучая, неодолимая потребность высказаться в защиту своей идеи, своего героя, выразить все, что не дает покоя.
Иногда такая потребность вызревает годами, другой раз она вспыхивает внезапно, как молния, от первой встречи с героем, от прочтения нескольких строчек стиха. Например, появилось желание снимать «Овод», возникло даже первое название фильма — «Реквием», стал понятным жанр будущей картины — героическая мелодрама. Сразу захотелось быть с Оводом даже в момент его смерти.
Оставалось преодолеть страх перед предыдущим «Оводом», который еще учеником смотрел девятнадцать раз, и выбрать исполнителя главной роли, который бы не уступал Олегу Стриженову. Им стал Андрей Харитонов. Он завоевал главный приз фестиваля в Монте-Карло «Золотая нимфа». Зал аплодировал ему стоя. Андрей — единственный советский актер, отмеченный такой наградой. А Николай Мащенко, Андрей Харитонов, исполнитель роли кардинала Монтанелли Сергей Бондарчук за трехсерийный телевизионный фильм «Овод» были удостоены дипломов лауреатов Государственной премии Украинской ССР им. Т.Г. Шевченко (1982 г).
В 1999 году Николай Мащенко был удостоен еще одной высокой награды — Золотого Ордена Командора Итальянской Республики. В дипломе указано: «За вклад в итальянское искусство, за его развитие и пропаганду в Италии и за ее пределами». К слову, такую награду среди кинематографистов Украины имеет только Н. Мащенко. Почти через 20 лет, созданный в 1980 году яркий, эмоциональный впечатляющий фильм «Овод» (по роману Э.Л. Войнич), действие которого происходит в Италии в 40-х годах XIX столетия, получил признание и в этой стране.
Последняя крупномасштабная работа кинорежиссера — кинофильм «Богдан-Зиновий Хмельницкий» (сценарий Николая Мащенко и Андрея Яремчука) по трилогии Михаила Старицкого. По мнению Н. Мащенко, в трилогии ярко и захватывающе воспроизведены героические страницы национально-освободительной войны украинского народа против польского порабощения, фигура Богдана и его окружение. Произведение имеет читательский успех до сих пор. Но время сейчас другое, а коррекция времени — важнейший для режиссера фактор. Он, изучив художественные произведения и исторические источники (многие малоизвестные) о Богдане Хмельницком, утверждает, что образ гетмана деформировали, постоянно искажали в угоду тем или другим идеологическим заказам. Н.Мащенко хотелось показать создателя Украинской державы таким, каким он был на самом деле. К тому же образ Богдана уже появлялся на экранах. Ранее в кино Богдана Хмельницкого сыграли Николай Мордвинов («Богдан Хмельницкий», 1941 г., реж. Н. Савченко), Богдан Ступка («Огнем и мечом», 1999 г., реж. Е.Гоффман), Алексей Петренко («Черная рада», 2000 г., реж. Засеев-Руденко).
Замысел картины о Богдане зародился у Николая Мащенко за 11 лет до начала съемок. В записной книжке он замечает о будущем фильме: «Хочу изобразить казачьего полководца гетмана Украины Богдана и его рыцарей, которые готовятся к битве за свободу как настоящие спартанцы. Твердо зная, что могут победить или потерпеть поражение, они, независимо от результата битвы, еще до ее начала уверены в своем бессмертии. Потому что бессмертна идея, которая позвала их на борьбу: освободить Родину от жестокого польского гнета, создать свое национальное государство, не зависимое ни от кого, на землях, которые издревле принадлежали Украине».
На создание фильма ушло около двух десятков лет — 12 лет на подготовку и семь собственно на съемки. Вначале планировалось снять 21 серию, потом остановились на четырех. Во время съемок второй серии проект надолго застопорился — более чем на три года. За это время поменялись министры, сменилась даже власть, и во время томительного ожидания возобновления финансирования проекта пришло понимание, что вряд ли удастся снять более двух серий. Пришлось переписывать сценарий, переосмысливать и перемонтировать уже сложившуюся ткань первой серии.
Очень тяжело было в период вынужденного ожидания съемок не растратить внутренний огонь и особое творческое состояние — свое собственное и сотен других творцов, соавторов этой картины. И разумеется, самым сложным оказалось преодоление тяжелой болезни исполнителя главной роли — Богдана Хмельницкого — киевского актера Владимира Абазопуло (работает в Национальном театре имени Ивана Франко). Случилось так, что он потерял голос, и общее состояние здоровья актера было слишком тяжелым, чтобы думать о продолжении съемок. Так что про себя режиссер решил, что картине — конец, и только звонок Владимира Абазопуло, говорящего неестественно механическим голосом, вывел из состояния безысходности. «Меня спасут съемки, поэтому прошу — поторопитесь!» — только и смог сказать он.
Каждый режиссер понимает, что даже самый совершенный замысел способен погубить неудачный выбор актера. Понимал это и Н.Мащенко. И в его понимании и видении другого такого исполнителя роли Богдана нет во всей Украине! «Это мне — послание свыше!» — говорит об актере Николай Павлович.
Одной из самых сложных постановочных сцен для режиссера оказался эпизод уничтожения ляхов на мосту. Тогда группа отличных каскадеров выпрыгивала из кожи вон, чтобы придать происходящему максимальную достоверность. Невероятно сложный фрагмент, когда казаков вешали: триста петель подготовили, а «повешенных» ассистенты сразу за ноги придерживали, чтобы не дай Бог чего не случилось. Ведь, по словам режиссера, в таких вот сложнопостановочных батальных проектах (как «Война и мир», например, или «Ватерлоо») загодя планируется… количество возможных трупов. Здесь, к счастью, все остались живы.
В фильме впечатляют монументально-батальные сцены, в которых участвовали до полутысячи всадников, причем лошадей для съемок специально дрессировали. Иногда в день костюмеры переодевали до пяти тысяч участников массовки.
Украинские критики задают вопрос: «Сколько можно снимать фильмов о Богдане?» На это режиссер неизменно отвечает: «За 40 лет был снят фильм «Богдан Хмельницкий» Игоря Савченко, теперь будет мой. А французы уже создали 300 фильмов о Наполеоне и не считают проблему исчерпанной. История всегда учит народ разуму».
В культурной жизни страны произошло долго ожидаемое событие. В соответствии с Указом Президента Украины от 1 февраля 2008 года «Про відзначення у 2008 році 360-ї річниці подій, пов’язаних з початком національно-визвольної війни українського народу середини ХVII століття» Министерство культуры и туризма Украины предложило 24 мая 2008 года на центральных площадях областных центров, городов Киева и Севастополя провести всеукраинскую премьеру художественного фильма «Богдан-Зиновий Хмельницкий» кинорежиссера Николая Павловича Мащенко. Показ фильма происходил и в Луганске, на площади Героев Великой Отечественной войны.
А на VII Киевском Международном кинофестивале «Кінолітопис-2008» за этот фильм, как лучший фильм фестиваля, кинорежиссер Н.Мащенко награжден дипломом и Гран-при «Золота Софійська Фреска» и международным знаком в киноискусстве — Рыцарским орденом «Маэстро» за высокий профессионализм и личный вклад в развитие мирового кинематографа.
Николай Павлович неоднократно говорил мне, что хотел бы встретиться с представителями общественности Луганска и познакомить своих земляков с последней своей работой, если для этого найдется кинозал.
Более 50 лет большой экран является для Николая Павловича не только работой. Ему отданы лучшие годы жизни, силы, вдохновение. За каждым фильмом — большой труд, в каждом — частица души и сердца.
Нашему музею он передал фотографии съемок некоторых фильмов, предоставил наградные документы, с которых сделаны цветные ксерокопии, подарил книги, написанные им в разные годы. Поначалу писал карандашом рассказы, рассылал в газеты — их печатали. Потом написал повесть «Вся краса земли» и послал в журнал. Напечатали. Удивительный успех имел опубликованный в «Правде» рассказ «Матери живут для детей». Когда мама была жива, писал только о маме или для нее — как письма неотправленные писал. Иногда работает параллельно над несколькими сюжетами.
«Это хорошо, что я режиссер: когда не пишется, я снимаю кино, а если денег на кино не дают, сажусь за письменный стол», — говорит о себе Николай Павлович. Недавно вышли в свет его новые книги: «Василь Земляк в усмішках Миколи Мащенка», «Дитя еврейское».
Николай Павлович Мащенко принадлежит к личностям, которые составляют национальную гордость Украины. Его имя занесено в «Золотую книгу Української еліти-2001» и в книгу «500 впливових особистостей. Лідери XXI століття».
Пожелаем юбиляру здоровья, счастья и новых творческих успехов.
Наталья БУГАЕВА, старший научный сотрудник Луганского областного краеведческого музея. «НАША ГАЗЕТА» №3 от 13 января 2009 г.