О «Доярке из Хацапетовки»

«Доярка из Хацапетовки» — режиссерском кинодебюте Анны Гресь, который появился на киевских экранах 19 апреля 2007 года.

Анна Гресь: «Со мной “сойдет и так” не проходит, пусть даже кто-то на это и обижается»
Премьера. Режиссерский кинодебют Анны Гресь. 19 апреля в кинотеатре «Метрополис».
Еще один сериал. Еще одна Золушка. В данном случае – полная сирота. Умница, красавица-блондинка, окончила школу с золотой медалью. Мечтает стать поваром респектабельного ресторана. Родилась в Хацапетовке. Пока четыре серии – о том, как доярка становится женой обаятельного миллионера москвича. А продолжение (задумано пятнадцать серий) будет, видимо, с ее детьми, а может – и внуками. Так решили сценарист Татьяна Гнедаш, продюсерская студия Александра Ткаченко и режиссер Анна Гресь.
Комедийная мелодрама «Доярка из Хацапетовки» снимается по заказу телеканала «Россия», который владеет правами на его показ. По словам сценариста Татьяны Гнедаш, дата показа фильма пока неизвестна, но на канале «Россия» его хотят приурочить к одному из праздников. Также пока неизвестно о намерениях украинских телеканалов приобрести права на показ сериала.

– «Доярка из Хацапетовки» – ваш режиссерский дебют в жанре телесериала. Он отличается лирической иронией и художественной выразительностью, в общем-то, несвойственной сериалам. Создается впечатление, что вы сняли то, о чем давно мечтали. Как получилось, что вам, человеку с огромной телевизионной историей, но без опыта съемок сериала, доверили этот проект?
– С телевидением за пятнадцать лет работы у меня действительно все сложилось. У меня был и свой телебизнес, и реализованные проекты самых разных жанров, а в сериал я уходила с должности главного режиссера Нового канала. Не могу сказать, что я себя исчерпала на телевидении, но уже точно убедилась, что могу делать любой телевизионный продукт.
Наверное, у меня было все, чего обычно хотят, но не было того, чего хотелось бы мне самой. А мне всегда мечталось снимать кино. Мне повезло, я начала работать с Александром Ткаченко. Мы снимали документальное кино с игровыми элементами. Наши проекты оказались успешными: документальный фильм «Незалежність. Український варіант» получил «Телетриумф», а через год его успех повторила следующая документалка – «Батурин. Загублена столиця». Видимо, на мою тягу к игровым решениям в исторических документалках обратила внимание сценарист Татьяна Гнедаш.
Как-то мы сделали документальную историю про терроризм, но тоже в игровом жанре. Тогда Таня Гнедаш впервые предложила мне снять сериал. Но я в это время готовилась стать мамой. Впрочем, от судьбы не уйдешь – во второй раз все сложилось и я очень благодарна Татьяне за то, что она отдала мне свою историю.
Это не только мой дебют, но и дебют оператора Максима Степанова. Как продюсер, Александр Ткаченко, видимо, рисковал из-за такого количества дебютантов в одном проекте. Но на то он и успешный продюсер, что умеет разглядеть и дать шанс.
Вы назвали сериал лирическим. Мы сняли историю так, как ее задумал сценарист. А как у режиссера, у меня тяга к более тяжелым вещам – трагедиям, триллерам, мистике. Я уже говорила, что мечтой моей жизни всегда было кино. Рано или поздно я добиваюсь всего, чего хочу, потому уверена, что и то, другое свое кино, я тоже буду снимать.

– Вы человек творческий. Легко ли было подстроиться под диктовку требований продюсера?
– Я никакого давления не почувствовала. Читая сценарий, я не стала зацикливаться на том, что хочу делать, чтобы реализоваться как режиссер. Я увидела хорошую историю, нашла свой взгляд на нее – этого достаточно, чтобы получилось кино.

– Это действительно ближе к кино. То, что вы сняли, мало походит на сериальные штампы. Может быть, вам были предложены особые условия? Больший бюджет, менее сжатые сроки. Отчего сериал не выглядит дешевым?
– Сумму не могу назвать – это коммерческая тайна. Но на самом деле это среднестатистическая сумма для сериалов с подобным хронометражем. Материал на четыре серии мы сняли за тридцать дней. Кино так быстро не снимают. Мне повезло с творческой и технической группой. Подобрался прекрасный актерский состав: исполнители главных ролей Женя Осипова и Кирилл Жандаров, Известные актеры Владимир Стержаков и Татьяна Назарова, прекрасный актер Леонид Неведомский. Плюс перспективный и талантливый молодой оператор Максим Степанов. Я уже говорила, это его дебют в кино, ему только двадцать семь лет.

– Вам навязали группу?
– Нет, набирала сама. «Новая студия» была заинтересована в хорошем продукте, при этом мне не навязывали ни одного персонажа. Хотя несколько человек предупреждали меня, что у Татьяны Гнедаш как сценариста очень жесткий стиль работы, я этого не почувствовала. Она присутствовала на съемках всего два раза и не навязывала мне ни одного решения. Даже когда мы вылезли за метраж и нужно было резать материал, она полностью доверилась моим ножницам: «Как считаешь нужным, так и режь».
Взаимное доверие между продюсером, сценаристом и режиссером – это, вообще, очень важный момент. Я понимаю осторожность первых и вторых. На экран очень часто выгоняется откровенная халтура, причиной чему – режиссер-халтурщик. Халтурщик по жизни. Я думаю, что Александр Ткаченко и Татьяна Гнедаш доверились моему внутреннему чувству стыда. Халтурить – стыдно. Тем более что в титрах фамилия, которая принадлежит не только мне.

– Ваш отец, знаменитый режиссер Виктор Гресь, что-то подсказывал?
– Оценка отца для меня очень важна. Честно говоря, я болезненно реагирую на его замечания, поэтому не показываю ему незаконченный проект. Пока он еще ничего не видел. Но я всегда прислушивалась к его рекомендациям в подборе творческой группы. Однако главной подсказкой были воспоминания о том, как он работал на площадке. Это очень важный аспект. Фильм может получиться только тогда, когда режиссер четко знает, что он должен делать в конкретный день, час, минуту. Иногда я актеров заставляла играть по 9-12 дублей, потому что были сложные мизансцены, в которых участвовал практически весь актерский состав. Второй режиссер Света Осадчая не раз меня предупреждала: «Аня, ты не успеешь, ты снимаешь кино, а должна сериал». Но мы четко выдавали по шесть минут видео в день, и в график уложились. Если ты знаешь, что и как ты будешь снимать сегодня, то проблемы выдачи ежедневных шести минут не будет, и найдется время для «наворотов».
У меня не было «стульчика» с моим именем. Мой стиль работы, как и у отца, – это весь рабочий день на ногах, в постоянном контакте со всей съемочной группой, от исполнителя главной роли до постановщика. Во многом – это вынужденная мера. За время застоя отечественной киноиндустрии мы растеряли главное – профессиональный состав среднего уровня, то есть, отраслевых специалистов. Порой люди, отработавшие не один сериал, просто не знают, что они должны делать на площадке, хотя у каждого на руках главное руководство к действию – киносценарий. По ходу работы пришлось расстаться со многими людьми. Причина – неумение думать, придумывать и исполнять вовремя и в срок. Со мной «сойдет и так» не проходит, пусть даже кто-то на это и обижается. Но когда коллектив начинает функционировать в формате «единого организма», уходит гонка, нервотрепка, напраслина и работать становится легче, чем в «ленивом» сериале, – веселее, смешнее и свободнее.

– А брат, известный журналист Марк Гресь, видел сериал?
– Брату обычно показываю, советуюсь, мы очень дружны и близки по духу. Он все время переживал, чтоб у меня получилось. Но это не значит, что он был со мной на съемочной площадке. Я могла позвонить ему и, описав возраст и характер персонажа, спросить: «Тебе никто из актеров не приходит в голову?» или «Подскажи, где можно почитать о нравах русской деревни».

– А рисованные заставки-титры, которые создают настроение фильму еще до его начала: сценарист и режиссер символично тянут телегу картины, песня Олега Скрипки, где «буль-буль» в припеве совпадает с дойкой коровы, – чья это идея?
– Долго не могла придумать, какими сделать титры. Случайно, покупая детям книжки, увидела в них рисованные «раскладушки». Сначала пришла идея сделать картинку и героев, выходящих из нее. Потом с художником нашли другой ход.
Олега Скрипку уговаривала лично. Сначала он вообще не очень хотел играть в фильме, тем более – ресторанного певца, мотивируя тем, что не поет в ресторанах. Олега также удивило, что я попросила его спеть известную песню «Падал снег» в его аранжировке, ведь он ее редко исполнял со сцены. А именно песня и была важна для фильма, она проходит лейтмотивом через все повествование. В какой-то момент он прислушался к аргументам, а потом прочитал сценарий и ему понравилось. Он приехал на съемки, вовсе не капризничал. Сказал: «Я там привез кучу своих рубашек. Посмотрите, что бы вы хотели, чтоб я надел».

– Как вы нашли главную героиню?
– Самым сложным в этом деле оказалось найти в глазах актрис наивность. Казалось бы, восемнадцатилетние, но если они уже хоть где-то снялись – на лице отпечаток снобизма. Специально давали прочесть диалог в коровнике. Снимаем и видим, что они все ни к месту. Женька Осипова покорила чистым взглядом и тем, что очень хотела сниматься. Она студентка. Ее мастер Марк Розовский. Это ее дебют в кино. Поскольку она играет в нелепой одежде, с хвостиками, эдакую Золушку из провинции, она все время переспрашивала: «Ну когда уже я буду красивой?».

– А что с костюмами? В сериалах актеры часто снимаются в своей одежде. Понятно, ради экономии.
– Накануне первого дня съемки в силу неприятных обстоятельств мы остались без художника по костюмам. Пришлось поздним вечером вести актеров к Вике Гресь. Она нас очень выручила. А мы, к сожалению, не успели вовремя вернуть ей костюмы, о чем я очень сожалею. Вот, пользуясь возможностью, хотела бы извиниться перед Викой еще раз.
В экстремальных ситуациях я обращалась к друзьям и знакомым. В титрах можно было бы повесить список, кому и за что отдельное спасибо.
А позже у нас появился уникальный художник по костюмам. Я не знаю, где она их доставала, как выкручивалась. Она вечно исчезала, но всегда вовремя появлялась. Так что, хоть и была критическая ситуация, но нашли выход, обошлись без перетряхивания собственного гардероба.

– По задумке сценариста история происходит в Москве. Но опять-таки ради экономии, наверно, снимали в Киеве. Сколько съемочных дней для создания антуража понадобилось в Москве?
– Всего два дня. Отсняли узнаваемые кадры Москвы, проезды из окна машины, поливальные машины по утрам. Снимали с запасом, я точно знала, что потом это пригодится. А сами съемки проводили в Киеве. Потом, чтобы киевский балкон казался московским, при помощи компьютерной графики в окна «поврезали» виды Кремля.

– А свадьба в убогом селе проходила силами односельчан?
– Да не было там на самом деле никакого села. Это просто бывшее село Гусенцы, а сейчас заброшенное, но живописное место в районе Каневского водохранилища. Там всего две хаты и полузатопленная колокольня церкви.
Знаете, съемка – это такой живой процесс, в котором нельзя до конца все предвидеть. Поэтому всегда нужно быть готовым – что-то пойдет не так. Вот и съемка свадьбы запомнилась букетом форс-мажора. Сначала сломался генератор, стадикам вообще на площадку не доехал – забуксовали где-то в глуши. Мой муж чудом починил генератор, к «телеге» приладил доску, на нее установили головку от крана, так и воссоздали стадикам своими силами. Так что мы еще и сэкономили на работе телевизионной техники.
А на свадьбе в кадре можно увидеть всю съемочную группу. Мой муж накануне полдня учил водителя дорожку танцевать, а моему ребенку в массовке подзатыльник достался.

– А что-то удалось выяснить о существовании деревни с названием Хацапетовка?
– В моем понимании это нарицательное название глубинки. Но поскольку я не могла понять, откуда у героини своеобразный говорок и наше украинское «шо», то поинтересовалась у сценариста, где находится Хацапетовка. Она объяснила, что героиня из Краснодарского края. Она казачка.

– Кстати о «шоканьи»: кто озвучивал героиню?
– Весь звук в сериале чистый. У нас было два сложных эпизода со звуком. Первый – утренняя пробежка в парке. Актрису должен догнать ее герой. Снимали в Пуще-Водице. Мало того, что мешали машины с киевскими номерами и мы были вынуждены перекрывать движение, так еще и приходилось глушить собственную машину. Разгоняемся, глушим мотор, а она же не катится бесконечно. Девушке приходилось замедлять бег. Решили дать возможность ей убежать, а камера держала план героя.
Второй эпизод еще смешнее. По сценарию нам был нужен хозяин ресторана. Я решила, что его лицо показывать не стану, покажу только мощную шею со складками. У актеров характерной шеи не нашлось. Администратор присмотрел этот символ благополучия на базаре. Человек сало покупал. Его вытянули с базара, объяснили, что от него хотят. Он, открытая душа, согласился. Его задача была стоя спиной к камере, возмущено жестикулируя, прочитать текст. Текст лежит перед носом. Перед ним стоят известнейшие актеры Эвклид Кюрзидис и Наташа Гудкова, а он всякий раз сбивается и смешно «чтокает». Из-за этого пришлось пятнадцать дублей делать. Закончилось тем, что я полезла под стол и оттуда поднимала ему, когда нужно, руки. Но когда мы стали просматривать материал, все равно услышали его буквальное «чтокание», испугались, что можем не пройти культуру речи на РТР.

– Сериал сдавали с боями?
– Ни по творческой, ни по художественной части у заказчика претензий не было. Но поскольку это государственный канал и они придерживаются строгих ГОСТов, ОСТов, то нас заставили немножко потрудиться. Мы не обратили внимания, что в сауне на стенах есть изображение сцен из «Кама-сутры». Причем, это были не похабные картинки, но нас заставили от них избавиться. Переснимать не имело смысла. С помощью компьютерной графики нарисовали колоны из кирпичиков.
Или, например, мы снимаем свечку, а от нее идет аура. В нашем с оператором понимании – это красиво. В понимании технического языка это не проходит по какому-то сигналу. В этом случае обошлись письмом, что это творческое решение режиссера и оператора.

– А когда покажут сериал у нас?
– В первую очередь он пойдет на телеканале «Россия». К дальнейшему мы уже не имеем никакого отношения. Надеюсь, что Украина его купит.

Любовь Журавлева, для «Телекритики», 17.04.2007

Добавить комментарий