Архангело-Михайловский храм села Старый Айдар, что в Станично-Луганском районе, — уникальный памятник зодчества XVIII века — 19 сентября 2009 г. отметит свое 222-летие.
До сооружения и освящения настоящего здания церкви здесь существовала другая — деревянная. История обоих храмов неразрывно связана. Приходилось слышать, что деревянный храм назывался турецким. Староайдарские казаки после окончания русско-турецкой войны возвратились домой вместе с пленными турками и военными трофеями. Возможно, силами пленных турок или на средства, привезенные с войны, и был построен первый храм — в благодарность Богу за сохраненные жизни.
До сооружения и освящения настоящего здания церкви здесь существовала другая — деревянная. История обоих храмов неразрывно связана. Приходилось слышать, что деревянный храм назывался турецким. Староайдарские казаки после окончания русско-турецкой войны возвратились домой вместе с пленными турками и военными трофеями. Возможно, силами пленных турок или на средства, привезенные с войны, и был построен первый храм — в благодарность Богу за сохраненные жизни.
Архангело-Михайловский храм села Старый Айдар, что в Станично-Луганском районе, — уникальный памятник зодчества XVIII века — 19 сентября 2009 г. отметит свое 222-летие.
До сооружения и освящения настоящего здания церкви здесь существовала другая — деревянная. История обоих храмов неразрывно связана. Приходилось слышать, что деревянный храм назывался турецким. Староайдарские казаки после окончания русско-турецкой войны возвратились домой вместе с пленными турками и военными трофеями. Возможно, силами пленных турок или на средства, привезенные с войны, и был построен первый храм — в благодарность Богу за сохраненные жизни.
1787 год. Освящение каменной двухкупольной церкви в честь Архистратига Михаила. Со стороны реки она кажется огромным кораблем, плывущим по тернистому житейскому морю.
В конце двадцатых годов прошлого столетия государство начало войну с религией. По инициативе союза воинствующих безбожников стали закрываться приходы. В 1929 году закрыли и староайдарский. Священника с семьей отправили в ссылку, здание храма и пристройки государство «оприходовало». Чугунный крест, возвышавшийся на церковном дворе, и табличка с важными историческими датами оказались на свалке.
В 1953 году, после 24-летнего забвения, начался новый этап в истории Староайдар-ской церкви. На пожертвования прихожан занялись ее восстановлением. Послевоенные росписи в алтарной части сохранялись до сегодняшних дней, несмотря на то, что в 1971 году храм закрывали еще раз.
— Огромной ошибкой властей было отчуждение людей от веры, — рассказывает бывший парторг, а затем председатель Староайдарского сельского совета Петр Григорьевич Терещенко. — В душе-то многие из нас, коммунистов, оставались верующими. А выполнять приказы обкомовского и райкомовского начальства все же приходилось. Интуитивное понимание того, что все в мире подчиняется какому-то высшему закону, не позволяло переступать хрупкую грань. Наверное, поэтому, когда завозили в церковь зерно, старались разместить его так, чтобы не навредить архитектуре, фрескам.
А вот что поведал однажды коренной житель Старого Айдара Василий Игнатьевич Аулов:
— В 1972 году председатель сельсовета дал команду снять кресты и колокола с бездействующего храма. С помощью тросов и мощной техники их сбросили на землю. Когда упал большой крест, удар был настолько сильным, что жители окрестных домов выбежали на улицу. Наблюдавшие за этим стояли и молча плакали.
Святыни погрузили в кузов машины и отправили в Луганск на переплавку. При переправе через реку Айдар (тогда еще был старый мост) машина накренилась, груз опрокинулся и пошел на дно. Из областного центра в срочном порядке вызвали водолазов, но их поиски ничего не дали. Очевидно, крест и колокола ушли глубоко в ил и песок, не желая покидать исконно святое место. Второй крест, снятый с колокольни, долго стоял в помещении сельсовета.
Второе (на протяжении XX века) возрождение храма началось 23 февраля 1989 года. Восемнадцать лет не звучали в нем молитвы. Настоятелем назначили отца Михаила (Чеботарева). Уже в апреле затеплились лампады перед образами, при большом стечении народа отслужили первый молебен с водосвятием. Памятная служба велась при участии духовных лиц Луганщины во главе с благочинным округа Романом Шукало.
С 1990 года в церкви были выполнены большие реставрационные работы: перекрыли центральный купол и колокольню, построили котельную, восстановили иконостас и внутренние росписи. При снятии штукатурки обнаружили характерные для XVIII века черно-белые фрески. В этот период разгадали и секрет великолепной акустики храма. Она создается пустотами в каменных стенах.
Насчитывается около тысячи икон, через которые подается благодать Божия: исцеление болящих, заступление от врагов, пожаров, стихии. Одной из признанных святынь на Луганщине является икона Иверской Божией Матери, с 2000 года пребывающая в Архангело-Михайловском храме. Тогдашнему настоятелю отцу Михаилу ее подарила местная прихожанка. Приняв дар, священник обнаружил на его оборотной стороне два штампа с изображением Георгия Победоносца. На первом — заглавная буква «Д», на втором — «М», указывающие на сокращенные имена иконописцев. На обоих штампах — дата: 1837 год. Усилиями местных мастеров икону отреставрировали и выставили в церкви для поклонения. Хорошо известна верующим чудотворная сила этой иконы.
До сооружения и освящения настоящего здания церкви здесь существовала другая — деревянная. История обоих храмов неразрывно связана. Приходилось слышать, что деревянный храм назывался турецким. Староайдарские казаки после окончания русско-турецкой войны возвратились домой вместе с пленными турками и военными трофеями. Возможно, силами пленных турок или на средства, привезенные с войны, и был построен первый храм — в благодарность Богу за сохраненные жизни.
1787 год. Освящение каменной двухкупольной церкви в честь Архистратига Михаила. Со стороны реки она кажется огромным кораблем, плывущим по тернистому житейскому морю.
В конце двадцатых годов прошлого столетия государство начало войну с религией. По инициативе союза воинствующих безбожников стали закрываться приходы. В 1929 году закрыли и староайдарский. Священника с семьей отправили в ссылку, здание храма и пристройки государство «оприходовало». Чугунный крест, возвышавшийся на церковном дворе, и табличка с важными историческими датами оказались на свалке.
В 1953 году, после 24-летнего забвения, начался новый этап в истории Староайдар-ской церкви. На пожертвования прихожан занялись ее восстановлением. Послевоенные росписи в алтарной части сохранялись до сегодняшних дней, несмотря на то, что в 1971 году храм закрывали еще раз.
— Огромной ошибкой властей было отчуждение людей от веры, — рассказывает бывший парторг, а затем председатель Староайдарского сельского совета Петр Григорьевич Терещенко. — В душе-то многие из нас, коммунистов, оставались верующими. А выполнять приказы обкомовского и райкомовского начальства все же приходилось. Интуитивное понимание того, что все в мире подчиняется какому-то высшему закону, не позволяло переступать хрупкую грань. Наверное, поэтому, когда завозили в церковь зерно, старались разместить его так, чтобы не навредить архитектуре, фрескам.
А вот что поведал однажды коренной житель Старого Айдара Василий Игнатьевич Аулов:
— В 1972 году председатель сельсовета дал команду снять кресты и колокола с бездействующего храма. С помощью тросов и мощной техники их сбросили на землю. Когда упал большой крест, удар был настолько сильным, что жители окрестных домов выбежали на улицу. Наблюдавшие за этим стояли и молча плакали.
Святыни погрузили в кузов машины и отправили в Луганск на переплавку. При переправе через реку Айдар (тогда еще был старый мост) машина накренилась, груз опрокинулся и пошел на дно. Из областного центра в срочном порядке вызвали водолазов, но их поиски ничего не дали. Очевидно, крест и колокола ушли глубоко в ил и песок, не желая покидать исконно святое место. Второй крест, снятый с колокольни, долго стоял в помещении сельсовета.
Второе (на протяжении XX века) возрождение храма началось 23 февраля 1989 года. Восемнадцать лет не звучали в нем молитвы. Настоятелем назначили отца Михаила (Чеботарева). Уже в апреле затеплились лампады перед образами, при большом стечении народа отслужили первый молебен с водосвятием. Памятная служба велась при участии духовных лиц Луганщины во главе с благочинным округа Романом Шукало.
С 1990 года в церкви были выполнены большие реставрационные работы: перекрыли центральный купол и колокольню, построили котельную, восстановили иконостас и внутренние росписи. При снятии штукатурки обнаружили характерные для XVIII века черно-белые фрески. В этот период разгадали и секрет великолепной акустики храма. Она создается пустотами в каменных стенах.
Насчитывается около тысячи икон, через которые подается благодать Божия: исцеление болящих, заступление от врагов, пожаров, стихии. Одной из признанных святынь на Луганщине является икона Иверской Божией Матери, с 2000 года пребывающая в Архангело-Михайловском храме. Тогдашнему настоятелю отцу Михаилу ее подарила местная прихожанка. Приняв дар, священник обнаружил на его оборотной стороне два штампа с изображением Георгия Победоносца. На первом — заглавная буква «Д», на втором — «М», указывающие на сокращенные имена иконописцев. На обоих штампах — дата: 1837 год. Усилиями местных мастеров икону отреставрировали и выставили в церкви для поклонения. Хорошо известна верующим чудотворная сила этой иконы.
Иерей Вячеслав (Громовик),настоятель храма Чуда Архистратига Михаила. «Наша газета»