Да, стоило ждать два года, чтобы снова окунуться в ни с чем не сравнимую атмосферу праздника под названием «Донецкий международный джазовый фестиваль». Пускай даже в переименованном виде.
Несмотря на то, что за эти два года практически никаких ощутимых джазовых событий не происходило (за исключением конкурса молодых исполнителей и нескольких концертов местных музыкантов, из которых наиболее ярким было трио Анатолия Лозовского с Евгением Онищенко и Александром Рукомойниковым), похоже, Донецк снова грозится стать джазовой столицей Украины. Нет, не то, чтобы в других городах не играют джаз. Порой даже бывают очень серьезные концерты. Вон, и Кондаков с Болленбеком в Харькове выступал, и в Киеве регулярно что-то случается. Но вот чтобы взять и собрать на одной сцене столько исполнителей всеСНГшного и даже мирового масштаба: Может быть, для Москвы это и нормально, а для нас действительно круто!
13-й международный джазовый фестиваль «ДоДж#2001» начался в пятницу, 13 апреля и был организован компанией «Level Media» при поддержке донецкого горисполкома, мэра Донецка Владимира Рыбака и компаний «Норд» и «UMC». Как выяснилось на пресс-конференции, такое обилие несчастливых цифр нисколько не смутило организаторов, хотя нельзя сказать, что все в подготовке было чисто и гладко (к примеру, афиш, расклеенных по городу, я так и не увидел). Да, безусловно, хорошего было во много раз больше, чем плохого. Но одно мне не дает покоя: за три дня о человеке, на энтузиазме которого держался авторитет Донецкого фестиваля, усилиями которого два года назад этот самый фестиваль был возрожден после десятилетнего перерыва, я имею в виду Виктора Дубильера, вспомнила только Людмила Шершнева. Виктора Абрамовича, который сейчас живет в Москве, даже не пригласили в Донецк. А, переименовав фестиваль, организаторы фактически отказались от связи с предыдущими двенадцатью.
Собственно, сам фестиваль состоял из двух частей. Первая — конкурс молодых исполнителей «ДоДж junior#2001». Он проходил два дня, за это время жюри под руководством Игоря Бриля (лучшего председателя, чем этот заслуженный исполнитель и теоретик джаза, по-моему, просто невозможно было найти!) прослушало 22 индивидуальных и коллективных исполнителя. Полный список награжденных можно посмотреть здесь, а я только замечу, что Игорь Михайлович отметил чрезвычайно высокий уровень мастерства подрастающего поколения.
Вторая часть представляла собой два концерта гостей. Первый концерт продолжался пять часов, второй — шесть. После такого марафона, получив невероятное количество информации и эмоций, я, например, способность воспринимать и анализировать происходящее вновь обрел только через пару суток.
Не обошлось без потерь среди гостей. Так и не удалось узнать, кто такой Дима Найдич, а Святослав Бэлза не смог отказать своему старому другу Олегу Лундстрему и участвовал в концерте, посвященном юбилею последнего. В результате, конферанс превратился в перечитывание анонсов из программы, дополненное постоянными ошибками и оговорками. Но хватит о грустном.
Началось все с выступления московского детского ансамбля «Джаз-ПиК» под руководством нашего земляка Петра Петрухина, который еще в 1976 году открыл в Дзержинске детский джазовый класс. Дети «дали джазу» с таким напором и удовольствием, которому могли бы позавидовать некоторые взрослые.
Эстафету продолжил секстет солиста Донецкой филармонии трубача Станислава Лавриненко, который хорошо знаком публике. Состав секстета постоянно меняется, но неизменной остается академичность исполнения. Манера игры Лавриненко больше всего похожа на Германа Лукьянова со всеми вытекающими отсюда плюсами и минусами.
Далее в рамках джазового фестиваля выступил совсем не джазовый музыкант. Джонни Ви (Johnny V), блюзовый исполнитель мировой величины, несколько лет назад был признан лучшим слайд-гитаристом Канады (кстати, ведущие объявили, что он — обладатель «Грэмми»). Вместе с Джонни выступали басист Глен Йорга (Glen Yorga) и двое киевских музыкантов — барабанщик Александр Екимов и джазовый пианист Владимир Соляник. Собственно, Соляник и стал связующим звеном между блюзом и джазом, хотя можно ли провести четкую границу между этими направлениями, тем более в современном виде? Могу только сказать, что настоящий блюз в исполнении «фирмачей» мне довелось слышать впервые, о чем я нисколько не жалею, а, наоборот, готов слушать еще и еще.
После небольшого перерыва выступал квинтет Игоря Бриля, в котором помимо его сыновей-близнецов саксофонистов Дмитрия и Александра играли барабанщик Сергей Остроумов (кстати, выступавший практически со всеми российскими составами) и, что особенно приятно, наш земляк, а ныне москвич, контрабасист Евгений Онищенко. Еще более приятно то, что «Новое поколение» не просто аккомпанировало Игорю Михайловичу, а выглядело как ансамбль равных исполнителей. Не обошлось и без знаменитого брилевского «Путешествия в блюз», которое Игорь Бриль исполнил абсолютно точно так же, как два года назад, вот только публика на этот раз хлопала более ритмично и уверенно. В конце выступления зал стоя приветствовал мэтра. Без сомнения, если на прошлом фестивале всеобщее внимание привлекал Игорь Бутман, то Игорь Михайлович стал душой этого фестиваля.
Закончился первый день выступлением состава, который в программе был объявлен, как квинтет Андрея Кондакова, что, в принципе, так и было (Андрей Кондаков — рояль, клавишные, Григорий Воскобойник — контрабас, Сергей Остроумов — барабаны, Игорь Тимофеев — тенор-саксофон, Йоэль Гонсалес — перкуссия). Явным же лидером выступил Сергей Манукян. Сам Кондаков предпочитал оставаться в тени, что, впрочем, не мешало ему выдавать искрометные соло. Рассказывать о выступлении просто бесполезно — это надо только видеть и слышать. Большинство композиций рождались прямо на сцене, Манукян по очереди играл со всеми остальными музыкантами в игру под названием «вопрос — ответ». Как обычно, бесподобно и неповторимо. Манукян с Кондаковым как бы компенсировали недостаток общения с ними на прошлом фестивале, когда программа была урезана из-за того, что они спешили на поезд. На этот раз выступление продолжалось более часа, но публика все равно, несмотря на позднее время, долго не хотела отпускать любимых исполнителей.
День второй начался с выступления лауреатов конкурса молодых исполнителей. Надо сказать, уровень мастерства молодежи очень и очень высок, так что смена растет достойная. Продолжил программу ансамбль «Kamerata-Line» под руководством доцента донецкой консерватории флейтистки Людмилы Шершневой. Несмотря на то, что квартет организован всего два года назад, он уже хорошо знаком донецкой публике, так что выступление было принято на «ура», тем более, что в зале было очень много студентов консерватории.
Далее выступал Аркадий Шилклопер в компании с все теми же Воскобойником и Остроумовым. Полное шаманство! Шилклопер играл на валторне, альпийском роге (причем как на собранном целиком, так и на его половине) и еще на одном инструменте, очень похожем на флюгельгорн, но как он называется, я не знаю 🙂 Публика была в восторге и подтвердила, что очень соскучилась за Аркадием, который, если мне не изменяет память, последний раз в Донецке был в 1998 году. Между прочим, сольная джазовая карьера Аркадия, по его же признанию, началась именно в Донецке на фестивале «Донецк-120».
Крымский тэп-гитарист Энвер Измайлов на этот раз солировал больше, чем обычно. Дело в том, что перкашист Рустам Бари, по совершенно нелепому стечению обстоятельств, накануне прищемил палец дверью и поэтому играть в полную силу не мог. В составе трио Энвер сыграл две крымско-черноморско-болгарско-румынские композиции, как всегда, в немыслимом размере, а сам больше налегал на традиционные 4/4. Больше всего запомнилось произведение под названием «Монгольские страдания», где гитарист проявил недюжинные способности в голосовой имитации монгольских народных инструментов.
Затем на сцену вышел квинтет Андрея Кондакова, который блистательно сыграл две композиции, после чего к музыкантам присоединилась американская вокалистка Дениз Перье. Она уже не первый год сотрудничает с Кондаковым и успела завоевать популярность в странах СНГ, но в Донецк приехала впервые. Настоящий черный вокал, со всеми вытекающими последствиями. Жаль только, мало импровизировала. Впрочем, это общая проблема всех вокалистов, выступавших на фестивале, за исключением Сергея Манукяна. Но отсутствие импровизации у г-жи Перье великолепно компенсировалась ее шоуменскими способностями, в чем ей активно помогал Кондаков.
Донецкий фестиваль всегда славился своими сюрпризами. Не обошлось без них и на этот раз. Два номера исполнила блистательная солистка Большого театра России Анастасия Волочкова. Интересно, исполнялись ли академические танцы когда-нибудь еще, на другом джазовом фестивале?
Следующим сюрпризом стало совместное выступление Игоря Бриля и человека, который вот уже более 30 лет является лицом донецкого джаза, я имею в виду трубача Валерия Колесникова. Вообще, все три дня, в течение которых проходил фестиваль, Бриль и Колесников постоянно были рядом, старые друзья, видимо, никак не могли наобщаться вдоволь. Это дало свои результаты — дуэт получился отменным. Колесников, кроме игры на трубе, еще немного попел скэтом. После выступления Валерию Колесникову был вручен приз как самому знаменитому джазмену Донецка, хотя, опять таки, не обошлось без конфуза: было сказано, что в этом году Колесников отмечает 30-летие своей творческой деятельности. Интересно, как это могло получиться, если он выступал еще на первом фестивале «Донецк-100» в 1969 году?
Когда уставшая публика уже начала расходиться, на сцене появился биг-бэнд Игоря Бутмана, после чего движение в зале тотчас прекратилось. «У нас все умеют импровизировать, а некоторые даже неплохо»,- сказал Игорь перед началом выступления. Бэнд постарался не ударить в грязь лицом и доказать, что фраза, сказанная их лидером, имеет реальное подтверждение. За два года, прошедшие после выступления бэнда на прошлом фестивале, звучание сильно изменилось в лучшую сторону. Даже те любители джаза, которые не очень сильно любят звучание биг-бэнда, отметили великолепный уровень и сыгранность. Появилась и новая вокалистка — Татьяна Конькова, хотя, честно говоря, многие надеялись, что петь будет Манукян. Когда играли последнюю тему, пошел уже седьмой час концерта, но публика все равно не хотела отпускать музыкантов со сцены.
В завершение президент фестиваля и компании «Level» Александр Серый пообещал, что завтра после обеда начнет готовить фестиваль «ДоДж#2002». Поживем — увидим, хотя очень хотелось бы!
Виктор Никулин. ДоДж#2002. Фото — «In music» — Евгений Лавриненко.