Мастер достоин памяти, а не забвения

26 апреля нынешнего года исполнилось 95 лет со дня рождения заслуженного художника УССР Николая Кузьмича Бендрика. К сожалению, эта дата осталась незамеченной в культурной жизни Мариуполя. Как получилось, что один из старейших мастеров Донетчины, чьи творения сделали бы честь собраниям ведущих художественных музеев, забыт в родном городе? Почему имя Николая Кузьмича Бендрика сегодня помнят только специалисты да немногочисленные родственники?
В Мариуполе гордятся своим знаменитым земляком – живописцем Архипом Куинджи. И мы вновь и вновь с трепетом вглядываемся в три небольшие полотна: эскиз и два этюда кисти Архипа Ивановича. А вот из 229 графических работ и живописных полотен Николая Бендрика многое уже позабыто широким кругом общественности. Подрастающему же поколению ценителей прекрасного, уверен, неизвестно практически ничего из художественного наследия нашего земляка. Это при том, что большая часть произведений мастера посвящена нашему городу, его индустриальной истории.
Я ни в коем случае не сопоставляю наследие двух художников – это дело искусствоведов (хотя, интересный факт – слава и имена наших прославленных земляков переплетутся в прозе жизни, но об этом ниже). А вот рядовому гражданину творчество Николая Бендрика может преподнести замечательный сюрприз: на любом из портретов галереи, созданной Николаем Кузьмичом, можно узнать соседа или коллегу по работе – металлурга, столяра, рыбака или строителя. Наверняка, молодежь и не подозревает, что могла бы встретить на выставке портрет своего дедушки или дяди. Уверен, старшее поколение с удовольствием окунулось бы в атмосферу своей молодости, восхитилось бы особой одухотворенностью лиц, вспомнило, как гордились ударными вахтами и комсомольскими стройками. В его произведениях живет дух времени, созвучность творений мастера идейным устремлениям эпохи, что, собственно, и является отличительной чертой реализма.
Впрочем, Николаю Бендрику все, что он изображал в своих работах, знакомо с детства. Он был седьмым ребенком в семье Кузьмы Михайловича Бендрика. Всего же, простой рабочий завода “Провиданс” вместе с женой Екатериной Григорьевной (оба – выходцы из крестьян) вырастили и воспитали десятерых. Из восьми мальчиков впоследствии шестеро прекрасно рисовали и посвятили свою жизнь живописи. Двое сгинули в горниле войны: старший Иван Кузьмич был политруком и погиб в первый год Великой Отечественной, а Михаил Кузьмич пропал без вести. В начале своего трудового пути Николай Кузьмич пошел по стопам отца и работал на заводе слесарем-лекальщиком в механическом цехе. Глава династии Бендриков сам хорошо рисовал, но из-за нужды не смог развить свой талант. Зато детям дал прекрасное образование. Многие из братьев Бендриков работали в разные годы на комбинате имени Ильича. Страсть к рисованию подвигла Николая Бендрика к оформлению праздничных колонн, митингов, созданию наглядной агитации. Помимо занятия любимым делом эта активная общественная работа дала возможность получить комсомольскую путевку на учебу – тогда иного пути во Всероссийскую академию художеств не было…
Допускаю, что обыватель, следуя моде и утопая в авангардизме hi-tech, скажет, мол, наелись уже соцреализма! В ответ приведу слова человека, который в теперь уже далекие, советские, времена, общаясь с братьями Бендриками, составил собственное мнение: “Тогда подавляла наглядная агитация, и конечно, братья откликались на тему дня. Однако их работы были отдушиной. Это был освежающий глоток. Рисунки давали отдохновение глазам от аляповости плакатов”. Так сказал корреспонденту “Ильичевца”  Виктор Ирха, помощник председателя правления ОАО “ММК имени Ильича”. К точке зрения Виктора Николаевича и сегодня прислушиваются молодые художники, спрашивают совета, делятся планами.
Неординарность таланта Николая Бендрика подтверждает следующий факт: рисунок, на котором 24-летний художник изобразил борца, был признан лучшим на академической выставке в Москве и помещен в учебник “Пособие по рисованию”.
Обучаясь в самой лучшей русской школе изобразительного искусства – Академии художеств в Санкт-Петербурге, Николай Кузьмич всецело погружается в живопись, изучает творческие методы старых мастеров итальянской и голландской школ, копирует работы Рембрандта, Рубенса, Брюллова. Однако на улице бурные 30-е, необходимо соответствовать переменам (ибо не снести головы – памятны судьбы русской интеллигенции), и по примеру своих учителей Исаака Изралиевича Бродского, Василия Никитича Яковлева, Петра Митрофановича Шухмина молодой художник “поворачивается лицом” к коллективизации и индустриализации.
В 1935 году за свои студенческие работы на первой выставке художников Донбасса Николай Бендрик стал получать стипендию имени своего прославленного земляка Архипа Куинджи. В 1937 году на Всесоюзную выставку “Индустрия социализма” были отобраны две акварели Николая Кузьмича: “Листопрокатчики завода имени Ильича” и “Сталь социализма”, которые художник написал в дни летних каникул в родном Мариуполе.
Как укор прошлому сегодня наглядно-показательным выглядит высказывание конца 70-х члена-корреспондента Академии художеств СССР Бориса Валентиновича Щербакова, в котором между строк читается боль за искажение социализмом роли и предназначения искусства: “В искусстве Николая Кузьмича есть область, где с особой силой проявилось его мастерство. Это умение понять и выразить чистоту детской души, непосредственность юности. Интимно-лирическая струна всегда звучала в душе Николая Бендрика. Но жизнь диктовала свое, властно увлекая художника в водоворот событий. Он участвует в работе над панорамой “Содружество народов СССР” для выставки в Нью-Йорке, работает над панно для Всесоюзной сельскохозяйственной выставки, много сил отдает созданию целой галереи портретов своих товарищей по старой профессии: металлургов, сталеваров, прокатчиков, крановщиков, пишет легендарного Макара Мазая – одного из зачинателей социалистического соревнования за скоростную плавку стали”.
Сегодня Мариуполь обладает самой большой коллекцией работ Николая Бендрика. Говорят, что он мечтал создать в нашем городе свой музей, потому не забрал картины с последней персональной выставки, когда уезжал из города по семейным обстоятельствам…
В конце апреля нынешнего года Мариупольский краеведческий музей планировал провести выставку работ художника, но в городском бюджете, по словам сотрудников музея, не нашлось средств на ее организацию и подготовку работ для экспозиции.
… В фойе краеведческого музея висит четыре работы Николая Бендрика. Это женские портреты, выполненные маслом. Зайдите взглянуть – и вы сразу влюбитесь в особую чистоту линий и совершенную технику исполнения. Тогда, возможно, легче будет дожидаться выставки к столетию художника.

ilich.in.ua, Суббота, 6 июня 2009 года, №60

Добавить комментарий