Загадка Стаханова

Без малого семьдесят пять лет прошло с того времени, как уроженец российского села Луговое Елецкого уезда Орловской губернии, донбасский шахтёр Алексей Стаханов совершил то, что в официальной советской пропаганде получило звучное название «трудовой подвиг». А именно: дал за одну смену четырнадцать норм выработки угля.
После этого его имя стало нарицательным, Стаханова узнал весь Советский Союз, а сам Алексей превратился в один из символов своей эпохи наряду с Валерием Чкаловым или Пашей Ангелиной.
С тех пор прошло более семи десятков лет. Канула в Лету страна, называвшаяся четырьмя буквами СССР, а вместе с ней, казалось бы, безвозвратно ушли и её символы.

Главным достоинством Стаханова как тогда, так и сейчас, признавалось, прежде всего, то, что «он – наш».
“Знаменитый ударник Алексей Стаханов два раза в день ходил по малой нужде, и один раз в два дня – по большой. Когда же с ним случался запой, он четыре раза в день ходил по малой нужде и ни разу – по большой. Подсчитай, сколько раз в год ударник Алексей Стаханов сходил по малой нужде и сколько по большой нужде, если учесть, что у него триста двенадцать дней в году был запой”.
Я обиделся и сказал: “Это плохая загадка, …эта загадка с поросячьим подтекстом. Я не буду разгадывать эту плохую загадку”.
Венедикт Ерофеев «Москва-Петушки».

Без малого семьдесят пять лет прошло с того времени, как уроженец российского села Луговое Елецкого уезда Орловской губернии, донбасский шахтёр Алексей Стаханов совершил то, что в официальной советской пропаганде получило звучное название «трудовой подвиг». А именно: дал за одну смену четырнадцать норм выработки угля.
После этого его имя стало нарицательным, Стаханова узнал весь Советский Союз, а сам Алексей превратился в один из символов своей эпохи наряду с Валерием Чкаловым или Пашей Ангелиной.
С тех пор прошло более семи десятков лет. Канула в Лету страна, называвшаяся четырьмя буквами СССР, а вместе с ней, казалось бы, безвозвратно ушли и её символы.
Там, где когда-то была Украинская Советская Социалистическая Республика, теперь располагается государство Украина, серп и молот на её гербе заменил трезубец, официальный красный цвет поменялся на сине-жёлтый. А с бесчисленными обязательными памятниками Владимиру Ленину по количеству и «качеству» художественного исполнения теперь вполне могут соперничать монументы Тараса Шевченко.
Тем не менее, многим атрибутам исчезнувшего государства вполне удалось сохраниться в новых социально-экономических и политико-культурных условиях. От административно-территориального деления нашей страны до доставшейся по наследству от «совка» системы творческих союзов и почётных званий.
То, насколько нелепы подобные анахронизмы в новых условиях, помогает понять простая аналогия: самые читаемые в мире авторы, такие как Стивен Кинг и Джоан Роллинг не являются членами «національної спілки письменників» США и Великобритании, а в Голливуде нет ни одного «Заслуженного артиста Америки».
Там, где человек может заработать себе на безбедную жизнь при помощи собственных способностей, ему нет нужды сбиваться в «творческие стада» или украшать себя побрякушками, единственная практическая польза от которых состоит в том, что «пенсия будет выше» (или будет что в итоге положить на бархатную подушечку).
И уж тем более, человеку, получающему за свой труд достойную оплату, нет никакой нужды совершать трудовые подвиги и соревноваться за переходящее знамя.
Казалось бы, современная социально-экономическая модель Украины ничем не отличается от моделей стран Запада, ан нет! Провозгласив курс на построение капиталистической экономики, наши правители, похоже, в массе своей остались в плену социалистических мифов. И если платить народу Украины достойную зарплату у них до сих пор не появилось ни возможности, ни, особенно, желания, приходится искать для этого народа героев, надрывавших на работе пупок за «спасибо» и Почётную грамоту.
И самым известным из подобных примеров для подражания является кадиевский шахтёр Алексей Григорьевич Стаханов.
В чем же состоит загадка его немеркнущей славы?
Год назад, 2 июня 2009 года Верховная Рада приняла Постановление №1431-VI «Про підготовку та відзначення 75-річчя стахановського руху».
Из далеко не бездонного бюджета нашей страны на эти цели выделяются немалые суммы денег. А именно – 44 миллиона гривень.
Интересно, неужели на отмечание очередного юбилея одного из достижений советской пропаганды пойдут деньги из с таким трудом выпрошенного транша МВФ? И можно быть уверенным, что эти суммы обязательно будут освоены.
И как же будет отмечен данный юбилей?
Снова, как в старь, соберутся по немногочисленным уцелевшим в полуразрушенных шахтерских посёлках клубах и домах культуры торжественные собрания. Снова сядут за кумачовые столы президиумов упитанные «дяди» в галстуках. Снова с трибун будут произноситься речи. Любопытно, о чём они будут говорить?
Как можно будет рассуждать о величии шахтёрского труда на родине рекорда в городе Кадиевка, ныне носящем гордое название Стаханов, и в других горняцких городах, где не осталось ни одной работающей шахты? И где бывшие продолжатели дела Алексея Стаханова и их потомки вынуждены гробить своё здоровье и даже жизни в нелегальных копанках, приносящих прибыль, в том числе, и тем, кто, возможно, будет в этот день восседать в одном из президиумов.
К чему будут их призывать в этот день с трибун, экранов и газетных страниц?
Собственноручно откачивать воду из затопленных шахт, из-за которых рискует провалиться под землю едва ли не половина бывших шахтных посёлков?
Рубить уголёк, не обращая внимание на всякие там требования техники безопасности, мешающие современным стахановым побить рекорд их великого предшественника?
Прекратить требовать человеческих условий труда и достойной зарплаты потому, что Стаханов об этом даже не заикался?
Не иметь дело с независимыми профсоюзами, так как при Стаханове их не было и быть не могло?
Без шуток, как в двадцать первом веке можно отпраздновать юбилей Стахановского рекорда, пафосно рассказывать о его значении для современной Украины и при этом ни разу не покривить душой, не поймать себя на мысли, что условия, в которых был совершён данный поступок, и нынешние реалии, мягко говоря, сильно отличаются друг от друга?
И было бы хорошо напомнить тем, кто не в курсе, как бывшая власть (под этим словосочетанием здесь понимаются не Ющенко с Тимошенко, а Сталин и Хрущёв), на укрепление авторитета которой работал стахановский рекорд, в последствии, обошлась с самим рекордсменом.
Казалось бы, ещё в перестроечные годы были вскрыты и подробно описаны все предпосылки, подробности и последствия того, что совершил Стаханов. Был развенчан главный миф о том, что ему удалось сделать это в одиночку. Были вскрыты предпосылки возникновения «заказа на Стаханова». Были проанализированы последствия бездумного увлечения «стахановщиной», то есть стремлением добиться результата любой ценой, не обращая внимания на условия труда и технику безопасности. Наконец, люди узнали о трагической судьбе самого «виновника торжества», окончательно спившегося и закончившего свои дни всеми забытым в психиатрической больнице.
И всё равно имя и дело Алексея Стаханова продолжают служить уже нынешним властьпредержащим.
Официальные власти как ухватились, так и держаться за «единственно правильную» трактовку стахановского достижения: Стаханов сделал рекорд и это хорошо. Любые вопросы, а что конкретно здесь хорошего для современной Украины вызывают неодобрение. Вам сказано праздновать – вот и празднуйте!
Для всей Украины юбилей стахановского рекорда может действительно мало что значит. А вот для Донбасса этот рекорд и сам его автор имеют огромное объединяюще-мобилизующее значение.
Особенно это проявилось в момент празднования 70-летия данного события. Напомню, тогда шёл 2005 год. В Киеве сидел ненавистный для многих жителей края терриконов президент Ющенко, а те, кто присвоил себе право говорить от имени всего Донбасса, пребывали в глубокой оппозиции. В такой момент образ Алексея Стаханова стал рассматриваться как некий объединяющий символ. Символ донбасского патриотизма, который усиленно развивался и развивается в пику патриотизму общеукраинскому.
Так в чем же кроется загадка такой неувядающей популярности Стаханова и его рекорда. Кто не родился на Донбассе, тот не поймёт.
Главным достоинством Стаханова как тогда, так и сейчас, признавалось, прежде всего, то, что «он – наш».
Образ Алексея Стаханова стал для Донбасса по-настоящему архетипичным.
Простой парень, такой, как все, стал неким «чудо-богатырём», Ильёй Муромцем донецких степей, для которого нет ничего невозможного. А совершив немыслимый рекорд, он «круто поднялся»: получил орден, квартиру, машину, работу в столице и тому подобные блага. Короче, те самые «респект и уважуху», о которых мечтает каждый правильный донбасский пацан. Вот же он подлинный пример для подражания современной молодёжи!
Действительно, фигура Алексея Стаханова объединяет жителей Донбасса точно так же, как и краснодонские молодогвардейцы. Их жизнь, а особенно смерть, вообще имеет для Донбасса огромнейшее значение. У нас говорят: шахта даёт жизнь, шахта её и забирает. Как поётся в известной песне: «Ой, шахта-шахта, ты – могила…». Действительно, нацисты, избрав для казни молодогвардейцев не что-нибудь, а именно шурф, придали их гибели поистине сакральное значение, превратив простых донбасских парней и девчонок в легендарных героев, бросивших вызов жестокому врагу и нашедших мученическую смерть в недрах малой родины.
Символ боевого подвига Донбасса – молодогвардейцы, символ трудового подвига Донбасса – Стаханов.
Алексей Стаханов, которого на самом деле звали Андрей, добился в тридцатые годы такой всенародной популярности и любви, о которой и мечтать не могут современные «звёзды».
И ему, всенародному герою и сталинскому любимцу, как настоящей звезде, позволялось очень многое. Застрельщик стахановского движения мог крепко и очень крепко выпить, пошуметь в ресторане, пострелять на улице из пистолета. Мало того, он предвосхитил нынешнюю звёздную моду жениться на молоденьких. Второй жене Стаханова, Галине, было всего 14, да-да, четырнадцать лет! Чтобы выдать её замуж за Стаханова пришлось приписать ей два года.
Однако за все эти привилегии наш герой отплатил той стране и той власти сполна. Установив трудовой рекорд, он перестал принадлежать себе, а стал выразителем государственной воли.
В тяжёлое время индустриализации для быстрейшей подготовки к новой войне, когда на закупку необходимого оборудования за границей из страны вывозилось последнее продовольствие, не было возможности повышать производительность труда за счёт материальных стимулов. Поэтому потребовались стимулы моральные. И когда после необходимой подготовки Стаханов дал сразу 14 норм, донбасских и других шахтёров как бы взяли «на слабо». А слабо вам дать столько же, а то и больше, чем Стаханов. «Кому? Нам? – ответили другие шахтёры, – Да раз плюнуть!». И завертелось. Потому что шахтёры – народ гордый. Вот этим-то качеством и воспользовались тогдашние правители, создав уникальное в мировой практике явление, названное «стахановским движением».
Это движение вышло далеко за рамки горнодобывающей промышленности. Стахановцами становились работники всех отраслей народного хозяйства. Доходило до того, что балерины обещали «по-стахановски» увеличить количество исполняемых фуэте, а работники НКВД ставили стахановские рекорды в деле разоблачения замаскированных врагов народа, благодаря чему их число едва не сравнялось с общим количеством этого самого народа.
А творческие работники: журналисты, писатели, композиторы, художники стахановскими темпами бросились воспевать трудовой энтузиазм советского народа, вдохновлённого примером Алексея Стаханова.
Труд сделал из обезьяны человека, а стахановский труд сделал из человека героя.
И может не столь важно, как смотрится труд, основанный, прежде всего, на моральных стимулах, в наше насквозь коммерциализованное время. И стоит ли спорить о том, есть ли сегодня в нашей жизни место для подобного подвига. Главное, что совершил этот подвиг наш земляк. Так зачем же отказывать себе в удовольствии испытать гордость за земляка?
Вот в этом, наверное, и состоит главная загадка немеркнущей популярности Алексея Стаханова на Донбассе, не взирая ни на какие изменения в стране.
Поэтому будущее чествование 75-летия трудового рекорда Алексея Стаханова, скорее всего, пройдёт под лозунгом «Знай наших!».
А если эти «наши», в своё время, совершили нечто выдающееся, отчего же, действительно, не отметить это событие как следует. Присоединяйтесь!

Алексей Комаровский. СТАХАНОВ ONLINE. 19 июля 2010

Добавить комментарий