Филипских Евгений Фёдорович

Евгений Фёдорович Филипских Филипских Евгений Фёдорович – командир партизанской бригады «Пламя» Минской области, полковник.
Родился 15 (28) июня 1914 года в городе Мариуполь Донецкой области республики Украина в семье железнодорожника. Русский. Окончил 7 классов. Работал машинистом паровоза. Окончил 4 курса Донецкого индустриального института. Член ВКП(б) с 1939 года.
В Красной Армии с 1939 года. Окончил курсы политсостава. Служил пропагандистом в одном из артиллерийских полков Западного особого военного округа.
Участник Великой Отечественной войны с июня 1941 года. Участвовал в боях под городом Лида. Оказавшись в окружении, перешёл к партизанским действиям. Был командиром партизанской группы, отряда, бригады.

Евгений Фёдорович Филипских Филипских Евгений Фёдорович – командир партизанской бригады «Пламя» Минской области, полковник.
Родился 15 (28) июня 1914 года в городе Мариуполь Донецкой области республики Украина в семье железнодорожника. Русский. Окончил 7 классов. Работал машинистом паровоза. Окончил 4 курса Донецкого индустриального института. Член ВКП(б) с 1939 года.
В Красной Армии с 1939 года. Окончил курсы политсостава. Служил пропагандистом в одном из артиллерийских полков Западного особого военного округа.
Участник Великой Отечественной войны с июня 1941 года. Участвовал в боях под городом Лида. Оказавшись в окружении, перешёл к партизанским действиям. Был командиром партизанской группы, отряда, бригады.
Партизанская бригада «Пламя» (Минская область) под командованием полковника Филипских провела более 140 операций против вражеских эшелонов на участке железной дороги Минск – Осиповичи. В период «рельсовой войны» в августе 1943 года партизаны подорвали более полутора тысяч рельсов. Совместно с воинами 2-го Белорусского фронта 2 июля 1944 года бригада освободила город Марьина Горка Минской области.
Указом Президиума Верховного Совета СССР от 15 августа 1944 года за образцовое выполнение боевых заданий в тылу врага и особые заслуги в развитии партизанского движения в Белоруссии полковнику Филипских Евгению Фёдоровичу присвоено звание Героя Советского Союза с вручением ордена Ленина и медали «Золотая Звезда» (№4089).
В 1948 году Е.Ф.Филипских окончил Высшую партийную школу при ЦК КП Белоруссии. С 1949 года полковник Е.Ф.Филипских – в запасе.
Жил в Минске. Работал заведующим отделом Минского обкома партии. Умер 10 июня 1953 года. Похоронен на Военном кладбище в Минске.
На доме №11 по улице Московской в городе Минск, где жил Герой, установлена мемориальная доска.
Награждён орденами Ленина, Красного Знамени, медалями.

* * *

Евгений Филипских родился в семье железнодорожника. Несколько раз отец брал подросшего паренька в рейсы. Скорость и сила движения пленили Евгения. И когда семилетка осталась позади, он пошёл в железнодорожное училище. Работал кочегаром на паровозе, затем учился в железнодорожном техникуме. Стал машинистом, мастером по ремонту подвижного состава. Потом была воинская служба и учёба на вечернем отделении горного института в городе Сталино (Донецк). В 1939 году вступил в партию. Окончить институт не пришлось – по партийному набору в том же году пошёл на политработу в Красную Армию. Великую Отечественную войну старший политрук Филипских встретил на должности пропагандиста артиллерийского полка.
В первый же день войны город Лида, где базировался артполк, подвергся мощной фашистской бомбардировке. В тылу гитлеровцы высадили десант. Филипских получил приказ держать оборону на шоссе. В течение нескольких часов его бойцы сражались с многократно превосходящим врагом. Сам Филипских вставал к орудию и бил по фашистским танкам. Приказ был выполнен, артиллерийский полк сумел по шоссе вырваться из окружения. В нём осталась только группа прикрытия под командованием старшего политрука Филипских. К концу боя из группы в живых осталось только несколько человек, которых Филипских повёл на восток.
Дороги отступления привели Филипских в деревню Бобы Пуховичского района Минской области. Здесь с тремя пограничниками он в лесу оборудовал землянку. Так в сентябре 1941 года появилась новая партизанская группа. Командиром избрали Филипских. Всю осень и зиму группа занималась сбором оружия, поиском новых бойцов, налаживанием связей в окрестных деревнях, ведением разведки. Партизаны несколько раз обстреливали фашистские машины на шоссе и изучили график движения поездов на «железке».
В ночь на 4 мая 1942 года Филипских повёл свою группу на первое серьёзное боевое задание. Взрывчатки не было. Но бывший железнодорожник знал, как можно быстро разобрать путь. Паровоз и 27 вагонов с углём и обмундированием полетели под откос. На восьмой день после этого ещё один эшелон сошёл по разобранному пути в сторону. Диверсии на «железке» следовали одна за другой.
Фашисты объявили за поимку партизанского комиссара Филипских большое вознаграждение. И кто-то позарился на него. В один из июньских дней 1942 года Филипских со своей группой отправился на конспиративную встречу со связной в деревню Блужский Бор. Когда партизаны постучались в окно, из-за гумна выскочили фашисты. Филипских стал, прикрывая товарищей, отстреливаться из пистолета. У самого обрыва реки он был ранен, но сумел броситься вниз. Там его подобрали товарищи. Пуля прошла в сантиметре ниже сердца…
Вскоре в расположение отряда Филипских пришла направленная в тыл с Большой земли диверсионная группа Шклярика. У неё были толовые шашки, магнитные мины, рация и московские газеты ! В партизанском отряде появилась связь с Большой землёй!
Гром партизанских взрывов звонким эхом пронёсся по всей округе. В лес потянулся народ. По решению Минского подпольного межрайкома партии группа Филипских была преобразована в партизанский отряд «Пламя», вошедший в бригаду «За Родину» которой командовал майор А.К.Флегонтов. К этому времени группа Филипских пустила под откос 9 вражеских эшелонов.
В ночь на 9 октября 1942 года совместно с отрядом В.Тихомирова партизаны Филипских провели операцию по захвату и взрыву сильно охраняемого гитлеровцами железнодорожного моста через реку Талька. Артиллерия била по станции Талька, где стоял эшелон с живой силой противника. Штурмовые группы ворвались на мост. Пока шёл сдерживающий бой, подрывники развесили на фермах моста заряды. Филипских сам лично поджёг бикфордов шнур. Белая ракета. Все отходят. Взрыв ! Пролёты моста рушатся в воду. В ту же ночь группы прикрытия по обеим сторонам моста пустили под откос 2 эшелона. В этой операции был легко ранен лишь один партизан ! Железная дорога Минск – Бобруйск бездействовала 12 суток ! За эту операцию Филипских был награждён орденом Красного Знамени.
Когда в марте 1943 года погиб командир бригады «За Родину» А.К.Флегонтов, Филипских назначили командиром бригады. Отряд «Пламя» к лету 1943 года успешно провёл 65 боевых операций, пустил под откос 37 вражеских эшелонов. В нём насчитывалось уже 250 человек. 5 июня 1943 года отряд «Пламя» был преобразован в самостоятельную бригаду, командиром которой был назначен Е.Филипских. Его срочно вызвали в Москву. Филипских участвовал в заседании бюро ЦК КП(б)Б, на котором был выработан план будущей всеобщей партизанской операции по названием «рельсовая война».
Вернуться в бригаду Филипских смог только в июле 1943 года. Целый месяц партизаны вели ожесточённые бои с карателями, партизанский аэродром был в руках врага. Из Москвы Филипских привёз большое количество взрывчатки и другого оружия.
В ночь на 3 августа 1943 года партизаны вышли на перегон Пуховичи – Талька. В строго назначенное время Филипских дал сигнал на штурм. Три отряда бригады около часа вели бой с охранной фашистской частью. Во время боя специальные подрывники ставили на рельсы мины. А потом начался «концерт». Куски рельсов и шпал взлетали в воздух. Было подорвано 1510 рельсов, движение на участке парализовано на 10 дней.
Лето и осень 1943 года бригада «Пламя» провела в многочисленных боях на «железке». Новый 1944 года Евгений Филипских встретил в звании полковника. Перед операцией «Багратион» партизаны бригады Филипских провели масштабную операцию под названием «Весенний концерт». Целые железнодорожные пикеты оставались без рельсов. Заодно партизаны совершали налёты на фашистские охранные блокпосты и станции.
21 июня 1944 года бригада «Пламя», руководимая Филипских, в полном составе вышла к железной дороге Минск – Осиповичи. Когда показался эшелон с фашистскими танками и техникой, в ход вступили миномёты и бронебойные ружья. Многие танки и платформы были подожжены, а сам эшелон спущен с рельсов. В это время к месту боя подошёл фашистский бронепоезд и открыл бешеный огонь. Партизаны успели перед ним взорвать полотно и отойти в лес. А специальная диверсионная группа взорвала дорогу в километре позади бронепоезда, и монстр на колёсах оказался в «мешке», в котором пребывал 7 дней. Два дня спустя, 30 июня 1944 года, именно этот бронепоезд на станции Чёрные Броды таранил героический экипаж танка Т-34 в составе командира танка Д.Комарова и механика-водителя М.Бухтуева.
В первых числах июля 1944 года бригада «Пламя» под командованием полковника Филипских соединилась с частями Красной Армии. Вместе с солдатами партизаны штурмовали город Марьина Горка и районный центр Пуховичи. Многие из них влились в кадровые подразделения и погнали врага на запад.
Последний приказ за №52 Филипский отдал 1 сентября 1944 года. В нём говорилось о расформировании бригады. Под приказом комбриг сделал подпись: «Герой Советского Союза полковник Е.Ф.Филипских»…

Патриотический интернет-проект “Герои страны”

Добавить комментарий