Золото скифов

Тайна золотой сокровищницы первых скифских царей будоражит умы людей со времен античности. И в своих докладах и публикациях на тему “Скифские загадки Каменных могил” автор связывает до сих пор не обнаруженные богатейшие царские погребения VII-VI вв. до н. э. с этим уникальным и заповедным природным комплексом.
Каменные Могилы” представляют собой две высоко поднимающиеся над целинной степью (на 100-120 м) гряды, протянувшиеся с северо-запада на юго-восток вдоль правого берега р.Каратыш, левого притока приазовской реки Берды. В западной гряде – это могилы “Лягушка” и “Острая”, а в восточной – Малая Панорамная (или “Мышь”), Панорамная и Витязь, напоминающие вместе орла с распростертыми крыльями, только что опустившегося на берег в лучах заходящего солнца и снова готового в любой момент взлететь.

Гробницы царей находятся в Геррах…”
Геродот (485-425 гг. до н.э.)
История, т.4

“Где умный человек прячет лист? – В лесу.
А если нет леса? Тогда он его сажает.
А если ему надо спрятать мертвый лист?..” –
Примерно так рассуждает отец Браун
в одном из детективов Г.К. Честертона…

Тайна золотой сокровищницы первых скифских царей будоражит умы людей со времен античности. И в своих докладах и публикациях на тему “Скифские загадки Каменных могил” автор связывает до сих пор не обнаруженные богатейшие царские погребения VII-VI вв. до н. э. с этим уникальным и заповедным природным комплексом.
Каменные Могилы” представляют собой две высоко поднимающиеся над целинной степью (на 100-120 м) гряды, протянувшиеся с северо-запада на юго-восток вдоль правого берега р.Каратыш, левого притока приазовской реки Берды. В западной гряде – это могилы “Лягушка” и “Острая”, а в восточной – Малая Панорамная (или “Мышь”), Панорамная и Витязь, напоминающие вместе орла с распростертыми крыльями, только что опустившегося на берег в лучах заходящего солнца и снова готового в любой момент взлететь.
Когда персидский царь Дарий I Гистасп в 512г. до н.э. Пришел с 700-тысячным войском, чтобы завладеть несметными сокровищами скифских царей, погребенными в Геррах, Иданфирс уклонился от прямого сражения и послал ему символические дары: птицу, мышь, лягушку и пять стрел. А на упрек в трусости скифский царь ответил Дарию: “…Если же вы, персы, желаете во что бы то ни стало сражаться с нами, то у нас есть могилы предков, разыщите их, попробуйте разрушить – тогда узнаете, станем ли мы сражаться с вами из-за этих могил или нет!” (Геродот).
Сегодня уже расшифрована надпись, выбитая на одной из каменных глыб, слагающих Алтарь Ареса (скифского бога войны). На вершине могилы “Острая” эта наскальная тайнопись была обнаружена только в 1992 году, так как проявлялась лишь в лучах заходящего солнца. После расшифровки буквенных знаков надпись выглядит так: 1828 – ср. III. ИКСШТ. 66 РИХ ВИК ИАРОТХЕ ВІСЕКІА ОФС. ЯР! ОСР ГОЫ И САВ?.
Надпись датирована III-IV вв. н. э. и в переводе со скифо-сарматского наречия на современный язык читается: “328 г. нашей эры, май-месяц. Моление о защите. 66 каменных блоков-покрытий подземной гробнице высек Офс. Яр! Охлади (т.е. сделай бесчувственными), заживи (полученные раны) и воскреси (павших воинов)”. В переводе с греческого языка имя Офс значит “змей”. То есть после жестокого сражения с остготами и захоронения павших “воинов-царей” скифский жрец Офс, отвечавший за сохранность царской усыпальницы, высекает из рыхлых, легко разрушающихся скал 66 крышек-надгробий и кладет их в нужные места, укрывая и преграждая доступ к Иаротхе (ср. древне-скандинавское “jardhus” – жилище в земле, подвал, погреб, подземный ход).
Эти же события заключительного этапа истории скифского государства отражены в “Велесовой книге”. К концу III в. значительно усилился готский племенной союз, занимая Приднестровье и побережье Азовского моря – от низовьев Дона до реки Калка. И интересы готов и скифов царских столкнулись здесь, в непосредственной близости от Каменных могил. Скифы царские объединяются с сарматами и славянами и наносят поражение остготам Гематореха: “И так была удержана земля до Дона и по ту сторону Дона-реки, – сообщает “Велесова книга”.
“И вот Гематорех отступил, а готы (здесь – скифы царские) осели на Калице Малой (р. Калец – правый приток Калки) и потекли (потянулись) к Берегу Мертвых (т.е. к Каменным Могилам на берегу соседней реки Каратыш-Геррос). И эта Калка Великая – есть граница между нами и прочими племенами. И там готы – скифы царские – бились 400 лет со своими врагами”.
Составители “Велесовой книги” именуют “скифами” ирано-язычных скифов-кочевников, а скифов царских называют “готами”, так как они действительно говорили на англо-саксонском наречии, напоминающем язык готов (германский).
Согласно Геродоту, скифы ведут свою родословную от Скифа-“первочеловека” и первого царя Скифии – “за тысячу лет до похода Дария”, т.е. от 1500 года до нашей эры. И 1828г. СР (скифского рода) соответствует 328 г. н.э., что совпадает по времени с правлением Отореха и Гематореха, уничтоживших Скифское царство (или точнее Малую Скифию).
Малая, или Исконная Скифия – это собственная территория скифов царских, (а еще раньше – шумеров), простирающаяся вдоль Меотиды (Азовского моря) от р.Пантикап (Сутень, Молочная) до р. Калка и отделяемая с севера от скифов-кочевников р. Конка (Конская). Геродот пишет: “А седьмая река – Геррос – ответвляется от Борисфена (Днепр) в том месте страны Герр, до которого русло Борисфена известно. Названная так по названию страны Герр, она, протекая к морю, разделяет область кочевников и область царских скифов, впадает же в Гипакирис”.
Название реки Конская переосмыслено славянами из англо-саксонского “Quoin’s queue” – “Угловая (река), заплетающаяся в косу”, т.е. “следующая за… (Днепром)”. Наименование связано с тем, что в древности р. Конская протекала вдоль Днепра до устья, сплетаясь с ним многочисленными протоками.
Исходя из греческого “gerron” – “нечто, сплетенное (из прутьев)” и латинского “gerra” – “плетение, плетенка”, античные авторы (Геродот и другие) называли этот восточный рукав Днепра, а также его ответвление (р, Конка) и страну у этой реки – “Геррос”. И скифы царские не возражали, считая, что таким образом р. Конская выполнит сразу две задачи: будет указывать путь к настоящему Герросу и отвлекать от него внимание.
Кстати, аналогичным образом, с помощью притяжательного падежа, образовано древнее название Днепра – “Борисфен”. По-английски “Bore’s fence” составлено из “bore” – “с трудом пробивать себе путь” и “fence” – “ограда, ограждение” (ср. в “Плаче Ярославны”: “О Днепр Славутич! Ты пробил еси каменные горы сквозь землю половецкую!”).
Естественным продолжением р.Конская к юго-востоку и далее к морю является приазовская река Берда, истоки которой “стыкуются” (через “переволок”) с истоками р. Конской. Следовательно р.Берда – это, соответственно, Гипакирис (Гипакар, Гипагар) и она же – знаменитая Агара. В названии Гип-Агар (Heap-Ager) английский географический термин “Heap” – “нагромождать, накоплять; куча, груда”, – является уточняющей калькой-определением латинского термина “ag-gero” – “громоздить, приносить, наносить” и “agger” – “насыпь, вал, дамба”. То есть гидроним “Гипагир (Гип-Агар) как бы дублирует название Агара..
Образующий название Агара термин “ag-gero” – “приносить, наносить, прибавлять, возводить, собирать в кучу” – получен присоединением приставки “ag-” со значением “придачи, дополнительности” к корневой основе “ger, gero” – “нести, таскать; носить, приносить; порождать, производить”. А с последней однозначен английский термин ”cara, carry” – везти, перевозить; нести, переносить”. Поэтому в названии реки Гипакирис (Гипакар, Гипагар) они взаимозаменяемы.
Однако настоящим и главным притоком реки Гипакар (Ипакар), в которой нетрудно узнать современную Берду (“катящую по каменистому ложу обломки скал и крупные камни”), является река Каратыш (Каротишъ, Саратишъ, Ратич, Бесташ, Каяли Берд, Нун-Берду).
Название Каратыш (Carry-Teeth) – “несущий скальные обломки” образовано соединением уже известного нам термина “cara, carry” и английского термина “teeth” – зубы, а в топонимии – “остроконечные гряды” (ср. могила “Острая”), скальные обломки”. Нагромождая в узких местах обломки скал и кучи камней, река Каратыш подпирала “остроконечные гряды”, подмывала и разрушала их.
Название же легендарной реки Геррос – “порождающая и несущая кучи камней” получено соединением адекватного термина “ger, gero” и общеиндоевропейского термина “ros”, сохранившегося в датском “ros” – “куча камней” и в древне-исландском “hroyse” – то же.
Термин “ros, rose” достаточно продуктивен в топонимии. Он обнаруживает себя в названии пгт Розовка, у истоков Каратыша (на пересечении железной и автодорог). С его помощью образовано название правого притока Днепра – Рось (Ros, Royss, Русь, Урсь, Ръсъ, Розань), в “визитной карточке” которой сказано: “Берега реки скалистые, обнаженные, часто сливаются со склонами долины. В ряде мест, где река пересекает кристаллические породы, образуются пороги и порожистые участки. Дно здесь неровное, песчаное и каменистое, загроможденное валунами и обломками скал” (см. “Справочник по водным ресурсам Украины”, Киев, 1955 г.).
Реки Каратыш и Геррос одноименны с рекой Гипакар (Гипагир, Агара), так как имеют в названиях общую с ней и однозначную основу “car” и “ger”. Абсолютно совпадают по смыслу также вторые части “teeth” и “ros” в этих названиях. Следовательно , реки Каратыш и Геррос – тождественны.
В глубокой древности, если вину осуждаемых установить обычным способом не удавалось, применялся так называемый “суд воды”: осужденного сбрасывали в воду с отвесной скалы. И если он попадал на скальный обломок и разбивался, значит виновен. А если пролетал мимо и оставался жив – невиновен.
Протошумерская надпись из “архива” Каменной Могилы – “двойника” на реке Молочной (Пантикап) сообщает, что семь тысяч лет назад “… на реке Нун-Берду (Каратыш, Геррос) царица Салькалямдук (бабка первого царя Ура в Шумере) судом воды правителя Маршага судила…”. Приток реки Берды – Каратыш назывался также Каялы-Берд – “Изобилующая скалистыми грядами Берда”, что является калькой названия Нун-Берду – “Гористая, грядовая Берда”, восходящего к ассирийскому клинописному “bi-ir-tu” – “крепость, замок”.
Скифы царские называли урочище “Каменные могилы на р.Каратыш – High Gate (Гай-Гат), что по английски означает “Возвышенный (возвышающийся) проход или ворота”. Скифы-кочевники почтительно именовали это урочище Бест Аш (Best Ash) – “священный, неприкосновенный проход. Персидское Best обозначает основанное на старинном обычае “право неприкосновенности некоторых священных мест (мечетей, гробниц), используемых в качестве убежища преследуемыми лицами либо группой лиц”. А термин “Ash, (аш, ашу)” означает “спуск, межгрядовое понижение, проход (в горах)”.
Грядовый лабиринт Каменных Могил напоминает крепость, хорошо укрепленный военный лагерь. Когда приближаешься к этому заповедному месту, гряды представляются величественными и неприступными. В мягких же вечерних сумерках эти каменные химеры особенно впечатляют, как египетские пирамиды в Гизах, когда в невообразимой подсветке их контуры как бы “выплывают из тьмы тысячелетий”.
Совсем недавно у Каменных Могил поставлена небольшая церквушка с золоченым куполом и каменный Поклонный Крест – памятник витязям-русичам, павшим в печально знаменитой битве с монголо-татарами “на реке Калка” 30 мая 1223 года. Надпись у основания креста гласит: “Путник, мы здесь лежим, честно сложив свои головы за Веру и Отечество. Помяни нас, Господи, во царствии Твоем”.
А на вершине могилы “Острой”, на Алтаре Ареса (Славянский Яр) венчает наскальную надпись древнейший “Георгиевский Крест” – как страж источников жизни и бессмертия, как воплощение того недосягаемого богатства духа, которое подразумевает символ скрытого сокровища. Это – память о скифах царских – наших далеких и царственных предках.

Донецкое региональное отделение Академии технологических наук Украины

Добавить комментарий