Школьный совет

Из воспоминаний учительницы СШ №4 А.Д.Колотович о Ф.П.Лютикове (1960 год)

   В нашей жизни школьный совет сыграл громадную роль. Не все так гладко было у нас. Если общая дисциплина поднималась, то наряду с этим были и происшествия, которые поражали своей несообразностью. Мелко, yо все же неприятно. И все детские шалости.
   Вот одна из них. В класс во время занятий заскочила кошка, при чьей-то помощи она угодила на учительский стол. Евгения Ивановна Мирошниченко, опытный, с приличным стажем учитель, завуч начальных классов и преподаватель 5-7 классов по украинскому языку, была возмущена случившимся. Возмущены были и другие учителя и ученики. Выяснился герой этого происшествия – Александр Новичков, бесшабашный, невоздержанный паренек. Плохо было то, что он ходил за изгородью школы, угрожая тем, кто вздумает пойти к нему на квартиру и рассказать о случившемся родителям. Дело принимало скверный оборот. На “героя” смотрела масса учащихся. Директор решил пригласить отца и сына на заседание школьного совета. Новичков-отец, инвалид труда, не имел возможности уделять сыну достаточно времени. Но пусть, решили мы, он воспользуется помощью учителей и родительской общественности, которые всегда принимали участие в заседаниях совета.
   …Семь часов вечера. Пионерская комната убрана соответствующим образом. Посредине стол, покрытый красной скатертью, а на стенах плакаты, портреты вождей. Тихие приглушенные голоса. Входит коренастый сосредоточенный Филипп Петрович Лютиков, председатель родительского комитета. Появился Степан Григорьевич Яковлев, председатель горсовета, представитель городской общественности. Занятые своим трудом, они не жалели времени для того, чтобы посетить школу и помочь в проведении совета. Директор школы Анисимов заметно волнуется, когда собирается открыть совот. Но, произнося первые слова, успокаивается. Дальше он просто и внятно говорит о задачах школы, о поведении учащихся и ответственности родителей за создание нового человека советского общества, о значении коллектива в деле воспитания и еще о многом другом, не новом, но нужном, о чем никогда не бывает лишним еще раз напомнить. Директор немало затянул свое выступление (он не умел говорить коротко). Но оно произвело благоприятное впечатление. Помогала особая строгость всего происходящего. Слова директора о том, в чем обвиняются Новичковы, были выслушаны в абсолютной тишине. С волнением обращался к Новичкову Яковлев.
   – Понимаете ли вы, гражданин Новичков, какую ответственность несем мы за таких малышей, как ваш сын? Вы, как отец, и я, к примеру, как председатель горсовета и отец своих детей. За детьми – будущее. Они будут продолжать дело начатое в Октябре. А кого ты, товарищ Новичков, готовишь из своего сына? Ведь он не уважает тебя, не уважает меня, не уважает учителей, и я боюсь, что он, как искатель легкой забавы, веселого время препровождения, окажется в жизни лишним человеком, чуждым духу нашего времени. Подумай, мой или твой сын окажется лишним человеком! Мало ведь жизнь дать, нужно воспитать настоящего человека.
   Как всегда, сдержанно говорил Филипп Петрович Лютиков.
   – Мы, коммунисты, отвечаем не только за воспитание своих детей, но и за всех детей нашего времени. Ведь ты, товарищ Новичков, пойми: то, что я сделал своими руками, за что я проливал кровь, отдал добрый кусок жизни, то может разрушить твой сын, ибо ты и я – мы – не воспитали его так, чтобы он продолжал наше дело. Подумал ли ты, какую ответственность несешь за правильное воспитание сына!
   Новичков-отец сидел в напряженной позе, хмурился и беспрерывно вытирал платком потеющий лоб.
   – Но гляди, – предупреждал Лютиков, – не вздумай
   одним махом согнать оскомину за сегодняшний свой позор.
   Мы решаем сообща с тобой, со всеми учениками и учителями объявить поход за твоего Александра.
   Предупреждение было своевременным и мудрым. Новичков-отец до этих слов, кажется, готов был вскочить и за кричать во все горло: “Выпорю!”
   Теперь Новичков-отец поднялся и сказал другое:
   – Спасибо, Филипп! Спасибо вам всем… Мы с сыном подумаем хорошенько над всем, что случилось. Будем бороть этого супостата – недисциплинированность – сообща.
   Обсуждение проделки Александра Новичкова, возможно, немного и резкое, тем не менее прошло очень удачно. Школьный совет оказался подлинным советом. Конечно, он был строг. Но не оставлял чувства растерянности у его основных виновников, что для нас, педагогов, понимающих, что воспитательная работа далеко не закончится одним этим советом, было очень ценно. И виновником такого благополучия, безусловно, явился Филипп Петрович Лютиков, который с тактом и умением смог отделить обычную раздражительность, возмущение одним или двумя поступками от общей задачи воспитания детей.
   Школу он знал великолепно. Его постоянно влекло к ребятам, к нашим школьным делам. Мы только радовались этим его влечениям. На ребят он всегда производил глубочайшее впечатление. Всегда безукоризненно одетый, с орденом Трудового Красного Знамени на груди, он появлялся среди нас желанным гостем. Ребятам импонировали его известность и выдержка. Солидная, заметная, среднего роста фигура человека, наблюдательные глаза, которые, кажется, проникали в душу, были приятны всем.
   – А чего это ты так бежишь? Разве уж очень нужно? – ласково и требовательно скажет он, бывало, задержав своей рабочей рукой быстро бегущего хлопца.- А пойдем со мной погуляем!
   И идет паренек, как будто по доброй охоте, отвечая на вопросы Филиппа Петровича, часто красный, смущенно поглядывая по сторонам.
  С появлением Филиппа Петровича в школе ребята держали себя, конечно, организованнее. Филипп Петрович часто давал им практические советы по хозяйственной части и общешкольной работе. Опыт трудовой, многогранной жизни, общение с рабочей массой, руководящая работа в течение ряда лет – вот что делало Филиппа Петровича необыкновенно ценным в нашей школьной жизни. Все его взгляды и привычки, горячие протесты, может быть, как ни у кого другого появлялись в результате прожитой жизни. А жизнь его была типична для таких, как он, советских рабочих, тружеников и борцов.

Сайт “Молодая гвардия”

Добавить комментарий