Соавтор танков победы

Танк Т-34

Дважды Герой Социалистического Труда, дважды удостоенный Госпремии СССР, награжденный двумя орденами Ленина, орденом Красной Звезды — так Родина оценила заслуги нашего земляка инженер-полковника и доктора технических наук Ивана Яковлевича Трашутина. О некоторых этапах жизни талантливого инженера и конструктора рассказал в своей книге «Горловка» известный горловский краевед П.И.Жеребецкий.
Родился И.Я.Трашутин 18 января 1906 г. в Горловке. После окончания Харьковского политехнического института с 1931 по 1933 гг. стажировался в США. Там, работая на местных предприятиях, жадно впитывал достижения технической мысли, а по возвращении стал работать над усовершенстованием машинных двигателей. В предвоенные годы большое внимание уделялось развитию танкостроительной отрасли. При разработке новых типов танков определились две линии. Некоторые наши конструкторы, по примеру западных коллег, отдавали предпочтение карбюраторным моторам. Другие же, в числе которых был и Трашутин, доказывали экономичность и надежность дизельных моторов. Одним из решающих аргументов в пользу последних стали бои на Халхин-Голе. Советские танки, работавшие на легком бензиновом топливе, оказались весьма пожароопасными. Поэтому главный конструктор ставшего потом знаменитым на весь мир советского танка Т-34 М.И.Кошкин решил установить на своем детище дизельные двигатели. На них в качестве испытания две «тридцатьчетверки» прошли своим ходом от Харькова до Москвы, чем доказали правильность выбранного решения. В результате средний танк Т-34 в декабре 1939 г. был принят на вооружение, а с июля 1940-го началось его серийное производство.
В 1939 г. Трашутина назначили начальником серийного конструкторского отдела Харьковского дизельного завода, а в 1941-м — руководителем специального конструкторского бюро. Трашутинскими двигателями стали оснащать также тяжелые танки КВ и самоходные артиллерийские установки. К началу войны в войска поступило 1.225 «тридцатьчетверок» и 636 танков КВ. Мощность двигателя составляла 500 л.с., максимальная скорость, которую могли развивать боевые машины, — 55 км/час с запасом хода до 600 км.
Война явилась серьезным испытанием для наших создателей танков. Один из главных теоретиков и практиков танковых войск рейха Гейнц Гудериан при форсировании в первые дни войны Березины и затем под Мценском, где фашистской бронированной армаде встречный бой дала танковая бригада полковника Катукова, осмотрев вместе со срочно прибывшими специалистами несколько подбитых «тридцатьчетверок», решил, что на их основе надо создать новый немецкий танк. Однако сделать этого не удалось — спецы признали невозможным изготовить в кратчайшие сроки двигатель, подобный харьковскому алюминиевому дизельмотору.
С приближением фронта началась эвакуация. Оборудование Харьковского дизельного и значительной части Кировского тракторного из Ленинграда перевезли на Челябинский тракторный завод. В результате слияния образовалось крупнейшее в стране танковое предприятие, названное в народе Танкоградом. Его главным конструктором по дизелям стал Трашутин. Трудился Иван Яковлевич не только у кульмана или чертежной доски, его рабочим местом были и разные цеха Танкограда, и испытательные полигоны. В это время были внесены изменения в коробку передач, главный фрикцион, системы охлаждения и смазки двигателей. По признанию генерал-полковника инженерно-технической службы Ж.Я.Котина, трашутинский двигатель В-2 не имел себе равных в мире по компактности, экономичности и эксплуатационным достоинствам. Во многом благодаря этому советские танки не только не спасовали перед новыми немецкими «тиграми» и «пантерами», но и показали свое преимущество в маневренности и, как следствие, превосходство в бою. Оно было доказано в сражениях под Ленинградом, Сталинградом, на Курской дуге и позже — во время Корсунь-Шевченковской битвы, на полях которой кроме Т-34 громили врага тяжелые танки с усовершенствованным двигателем В-2-бис мощностью 520 л. с. Танки с трашутинскими двигателями освобождали и родной город конструктора, причем первым на окраину Горловки ворвался на боевой машине еще один наш земляк — горловчанин Александр Негурицын. А танкисты генерала «Вперед!», как любовно называли своего командира Д. Лелюшенко за умение вести наступательные бои, освободили Никитовку.
После окончания войны Иван Яковлевич участвовал в создании мощных тракторов для сельского хозяйства, промышленности, строительства и транспорта. И если в довоенные и военные годы приходилось приспосабливать дизель к броне и вооружению, то теперь основное внимание сосредоточивалось на тяговых усилиях, долговечности, легкости управления, удобствах для работы, повышении коэффициента полезного действия. И уже в 1946 за ворота Челябинского тракторного стали выходить первые «гражданские» машины.
Когда в начале 60-х годов прошлого века на мировой рынок вышли качественные трактора японских, американских и итальянских фирм, необходимо было, как говорится, дать достойный ответ на вызов времени, и на ЧТЗ с участием И. Я. Трашутина был создан дизель-электрический трактор ДЭТ-250 с тяговыми качествами 15 и 25 тонн — самый мощный в стране. Этот гигант шестиметровой длины, обладавший рядом превосходных данных, сразу же отправился на стройки и нефтяные промыслы. На проходившей в мае 1966 г. Московской международной выставке его удостоили золотой медали, а на груди главного конструктора зажглась первая Звезда Героя Соцтруда.
Затем под руководством талантливого конструктора была создана специальная машина для работы в суровых условиях Антарктиды. Изготовлялась эта уникальная машина на ХТЗ и получила название «Харьковчанка». В 1974 г. заслуги И.Я.Трашутина были вторично отмечены Госпремией, а в 1976-м Иван Яковлевич получил вторую Золотую Звезду Героя. Таким образом, из 66-ти дважды Героев Соцтруда он стал единственным горловчанином (по месту рождения), который удостоился столь высокого звания.
Умер Трашутин в 80-летнем возрасте в Ленинграде.

М. ГУБАШ, «Кочегарка». Фото – Олег Пустовойт (dN)

Добавить комментарий