Славяносербск — посёлок городского типа, административный центр Славяносербского района Луганской области. Расположен на реке Северский Донец в 32 км к Северо-Западу от Луганска и в 15 км от ж.-д. станции Зимогорье (на линии Родаково-Сентяновка). Первое упоминание относится к 1740 году под именем села Подгорного.
* * *
Донецкие степи к середине XVIII века были малозаселенной территорией. Несмотря на основание ряда казачьих городков по рекам Северский Донец, Красной, Боровой, Айдар, строительство «Украинской линии», южные окраины Российской империи оставались уязвимыми для крымско-татарских и ногайских кочевников, поддерживаемых турками.
С XVI века река Северский Донец была неофициальной границей между Российским государством и Крымским ханством. На долгое время за его левобережьем закрепляется название «российская» или «ногайская» сторона (последняя происходила от того, что нею часто пользовались Малые ногаи для нападения на московские владения), а за правобережьем — «крымская сторона». Особо открытой территория была с «крымской стороны» в междуречье Северского Донца, Бахмута и Лугани. На этой территории располагались запорожские зимовники Кальмиусской паланки. Постоянного населения в ней не было, а устроена она была для защиты промышленников, ходивших за солью на Бердянское озеро и для рыболовства в Азовском море, где «уже два века происходила постоянная вражда за право рыбной ловли запорожцев с донцами».
Материалы для историко-статистического описания Екатеринославской епархии свидетельствуют о наличии запорожских пикетов и зимовников в селе Подгорном.
Документальные источники того времени свидетельствуют о большой миграции народов православного вероисповедания, попавших под духовное и физическое иго турков в конце XVII и начале XVIII веков, в Австро-Венгрию. Патриотически настроенные, не сломленные духовно сербы были ярыми врагами Османской империи, готовыми вести борьбу с турками вооруженным путем. Они стремились сохранить свое лицо, язык, веру, все то, над чем нависла реальная угроза в Сербии. Они уходили за Дунай, спасаясь от насильственного обращения в ислам, «отуречивания», наконец от уничтожения как нации. Тяжелым было экономическое и правовое положение сербского населения и в Австро-Венгрии. Сильными были религиозные притеснения (запрещение строить церкви, хоронить усопших по христианским обычаям, разработка проекта по переводу сербов из православной веры в униатскую) со стороны католического духовенства. Поэтому мысли сербов обратились к великой православной империи — России, в которой они со времени Петра I видели свою защитницу и покровительницу, к которой в первой половине XVIII века переходит пальма первенства в борьбе с турецко-татарской агрессией.
Идея военной колонизации земель, расположенных между Северским Донцом, Бахмутом и Луганью, путем расселения православных христиан из Балкан — подданных Австрийской империи, начала обретать реальность при императрице Елизавете Петровне. В 1751 году к российскому послу в Австрии, обер-гофмейстеру, графу М.П.Бестужеву-Рюмину обратился полковник австрийской службы, серб по происхождению из г.Петервардейна, Иван Хорват фон Куртич, который просил принять его в подданство России «… во избежание тяжкого принуждения покорить себя папскому престолу с переменою греческого исповедания на католическое».
Ответ пришел очень быстро и уже 13 июля 1751 года рескриптом императрицы полковнику Хорвату и его офицерам было предоставлено право перейти в Российское подданство. …В августе Хорват с группой переселенцев (218 человек) отправился в Россию и в октябре прибыл в Киев. Вслед за командой И.Хорвата в Киев в 1752 году прибыли со своими людьми полковник Иван Шевич и подполковник Райко Депрерадович. После длительного обсуждения на разных уровнях вопроса размещения этой партии выходцев из Австро-Венгрии было решено поселить их между реками Бахмутом и Луганью.
Первоначально И.Шевич вывел из-за границы 210 человек, а Р.Прерадович — 27. Затем команды пополнялись частично из старых гусарских полков, а так же в значительной степени за счет вербовки украинцев.
Роты этих полков поселились в основном по правому берегу Донца и левому берегу Лугани, притом не все сразу. Поселялись и пополнялись они по мере привлечения нового пополнения. В каждом полку была своя нумерация подразделений. Ввиду их малочисленности в 1764 году оба полка были объединены в один, который получил название Бахмутского гусарского, с общей нумерацией рот.
Рот было 16-ть. 8-я рота образовала село Подгорное. Позднее Подгорное выросло в город, который в 1784—1817 годах носил название Донецк, а затем был переименован в Славяносербск.
Подготовил Евгений Лавриненко (dN)