Червонопартизанск

Червонопартизанск – город районного значения в Луганской Народной Республике.
Железнодорожная станция Красная Могила на линии ДебальцевоЗверево.
Географические координаты – 48°04′23″ с.ш. 39°47′50″ в.д.
По данным переписи 2001 года население составило 17,68 тысяч человек.
Статус города Червонопартизанску дан в 1960 году.
Город Червонопартизанск расположен в водоразделе бассейнов рек Большая Каменка на Севере и Кундрючьей и Бургусты на Юге.
За глубокую живописную долину с крутыми склонами, поросшими дубняком, кленом, дикой грушей, местность получила название Провальской степи. На территории города находится группа курганов, в одном из которых найдено погребение поздней бронзы (конец II тысячелетия до н.э.).
Интенсивное заселение этой территории началось после того, как в 1876—1879 годах здесь была проложена железнодорожная линия Дебальцево-Зверево и построена станция Провалье.
Вблизи станции в 1906 году основаны небольшие хутора Вознесеновка, Новониколаевка и Васильевка.
В январе 1918 года на станции и хуторах установлена Советская власть. Возле станции Провалье в декабре 1919 года произошло ожесточенное сражение 8-го Богучарского полка 33-й кавалерийской дивизии, прибывшего из Советской России на помощь донецкому пролетариату, с многократно превосходящими силами белогвардейского генерала Мамонтова. В этом бою, где богучарцы проявили беспримерное мужество и героизм, полегло 475 красноармейцев.
7 ноября 1922 года, в пятую годовщину Великого Октября, здесь был открыт памятник погибшим воинам. Тогда же Провалье переименовали в станцию Красная Могила.
8 октября 1956 года ЦК КПСС и Совет Министров СССР приняли постановление «О неотложных мерах по развитию угольной промышленности Украинской ССР». В нем предусматривалось сооружение в Донецком бассейне в течение года 35 шахт. Таких темпов строительства не знала история даже нашего Советского государства. Призыв Коммунистической партии: «Молодежь — на строительство шахт Донбасса!» встретил горячий отклик в сердцах молодых патриотов. Сооружение новых угольных предприятий было объявлено ударными комсомольскими стройками. Молодые труженики Одесской области взяли обязательство построить две шахты в районе Червонопартизанска. Их примеру последовали комсомольцы Черновицкой и Ворошиловградской областей, Молдавской ССР. В ноябре-декабре 1956 года на станцию Красная Могила с комсомольскими путевками прибыло свыше полутора тысяч юношей и девушек.
Юноши и девушки, приехавшие в Червонопартизанск в декабре 1956 года из Одесской и Черновицкой областей, из Молдавии, сразу же включились в высокий трудовой ритм. Им пришлось преодолевать большие трудности, связанные с нехваткой на первых порах техники и отсутствием у большинства прибывших рабочих навыков. Но никто и не искал здесь легкой жизни. С огромным напряжением работали железнодорожники станции Красная Могила. Сюда из Херсонской, Ровенской и Харьковской областей Украины, из Молдавии и многих областей Российской Федерации днем и ночью шел поток различных грузов. Только в ноябре 1956 года на станцию прибыли 1084 вагона с деталями сборных домов, большим количеством леса, горнопроходческого оборудования. Все это необходимо было разгрузить, доставить на строительные площадки. Неоценимую помощь железнодорожникам оказали строители. Вот характерная запись в комсомольском дневнике одной из шахт: «16 декабря. Выгружали из вагонов огромное количество деталей сборных домиков, леса, досок, кирпича, цемента, песка. Хуже всего было с песком. Влажный, замерзший, он был тверже камня. Один вагон бригада из 15 человек едва разгружала за 9 часов».
12 мая 2016 года в рамках кампании по декоммунизации Верховная Рада Украины присвоила городу название Вознесеновка. Решение не признано местными фактическими властями.

Подготовил Евгений Лавриненко (dN)

Добавить комментарий