Восстановление Донбасса

Одну норму за себя, другую – за товарища, ушедшего на фронт!

Донецкая область была освобождена одна из первых, осенью 1943 г. Бои велись ожесточенные. Фашистам тяжело было примириться с утратой Донбасса. Вражеские войска не раз переходили в сильные контратаки и на некоторое время вновь захватывали отдельные населенные пункты. То, что осталось после отступления немцев, приводило в ужас – руины разрушенных зданий и множество трупов. Нужно было привести в порядок улицы городов. Прежде всего, местное население взялось за уборку трупов. Начальникам органов НКВД Сталинской области было дано указание о немедленном подборе и захоронении трупов до 10 октября 1943 г. Особое внимание рекомендовано было обратить на захоронение погибших командиров Красной Армии. Вражеские кладбища и их отдельные могилы немедленно ликвидировались.
Трупы были убраны, Сталинской областной комиссией по расследованию преступлений фашистов были составлены акты, в которых описывались ужасы периода оккупации. Но еще предстояла огромная работа по восстановлению народного хозяйства. Когда-то мощный промышленный регион был разрушен. Уничтожено было все – от жилых домов до крупных предприятий. Из 1.311 предприятий, действовавших до войны, осталось пригодным для эксплуатации 61. Общая сумма ущерба народному хозяйству области составила 30 миллиардов 707 миллионов рублей.
В первую очередь, нужно было наладить бесперебойную работу железнодорожного транспорта. 11 сентября 1943 г. Указом Президиума Верховного Совета СССР было введено военное положение на всех железных дорогах. Указ гласил:
“3. Установить ответственность работников железнодорожного транспорта за преступления по службе наравне с военнослужащими Красной Армии.
Дела обо всех преступлениях, совершенных на железнодорожном транспорте, рассматривать в Военных трибуналах железных дорог по законам военного времени.
Рабочих и служащих железнодорожного транспорта за преступления по службе по решению Военного трибунала увольнять с работы с направлением на фронт в штрафные роты, если они не подлежат более суровому наказанию”.

26 октября 1943 г. Государственный комитет обороны издал Постановление “О первоочередных мероприятиях по восстановлению угольной промышленности Донецкого бассейна”. Госкомитетом также были установлены сроки восстановления, которое в целом должно было завершиться в первой половине 1944 г. Необходимость как можно более быстрого восстановления Донбасса обуславливалось потребностями фронта, ведь война еще была не окончена. Ситуация сложилась сложная. Самая большая проблема заключалась в том, что не работали электростанции, нарушено было водоснабжение и не хватало рабочих рук, особенно мужских. По официальным данным по области всего было убито 279 тысяч мирных граждан. Мужчины, призванные в Армию, вели борьбу на фронте.
С момента освобождения в области действовала выездная редакция в Донбассе газеты “Правда”. На ее страницах рабочие рассказывали о своем нелегком труде на восстановлении шахт: “Камень, кирпич, известь, песок, лес, воду мы вывозили на тележках. Части для электроподъемных машин, паровых лебедок, паропровода, станков и прочих механизмов мы собирали у себя на пожарищах в Сталино, Енакиево, Чистяково, на свалках заводов. Тяжело приходилось в начале. Паровое хозяйство было разрушено, электроэнергии не было, все приходилось делать вручную: перетягивать оборудование, доставлять строительный материал”.
За восстановление взялись и рабочие, и колхозники, и руководители, и домашние хозяйки, и даже дети.
Больше 5.000 женщин-домохозяек Сталинского района спустились в шахты и принялись за изучение мужских горняцких профессий. На шахте им.Ф.Кона (сейчас шахта им.Засядька) решено было укомплектовать женщинами целую смену.
“В Донбассе началось замечательное движение женщин за овладение профессией забойщика, – говорил на VI сессии Верховного Совета УССР Н.Хрущев, – десятки и сотни женщин идут в шахты, чтобы дать стране больше угля, чтобы быстрее восстановить Донбасс”.
Со страниц газет не сходили имена передовых горнячек Марии Новойдарской (шахты “Грузская” треста “Макеевуголь”), Нины Кузьменко (шахта им.Калинина треста”Артемуголь” г.Горловки), Зины Латугиной (шахта 19-20 треста “Артемуголь”) и многих других.
15 января в Сталино состоялся слет молодых горнячек трестов “Буденновуголь”, “Сталинуголь”, “Рутченковуголь”, и “Куйбышевуголь”. На слете участвовало около 300 горнячек. Все премированы. На слете выступил начальник комбината “Сталинуголь” А.Ф.Засядько.
Для поощрения добровольцев, взявшихся за нелегкий труд Указом Президиума Верховного Совета СССР от 9 октября 1943 г. были утверждены нагрудные знаки: “Отличный паровозник”, “Отличный движинец”, “Отличный путеец”, “Отличный связист”, “Отличный вагонник”, “Отличный строитель”, “Отличный восстановитель”, “Отличный административный работник”.
На восстановление Донбасса съезжались со всего Союза. Формировались рабочие батальоны, молодежные бригады, задействованы были и военнопленные.
Свой вклад внесли и “дети войны” – студенты вузов, техникумов, училищ и даже учащиеся школ. Главное управление трудовых резервов получило ответственное задание – организовать бригады государственных трудовых резервов для восстановления и монтажа энергетических и металлургических предприятий Донбасса, освобожденных от немецкой оккупации. 20 тысяч учащихся ремесленных училищ и школ ФЗО приехали в Донбасс. 10 тысяч из них работали на восстановлении и монтаже энергетических предприятий, а остальные – на металлургических заводах.
Кроме того, 2 июня 1944 г. Сталинский областной совет принял постановление “О мобилизации трудоспособного населения городов и сельских местностей на сельскохозяйственные работы в колхозы и совхозы области”, где говорилось:
” … 2. разрешить исполкомам городских и районных советов провести мобилизацию:
… б) учащихся 6-10 классов неполных средних сельских и городских школ.
Установить продолжительность рабочего дня для учащихся в сельскохозяйственных работах от 6 до 8 часов в зависимости от возраста и характера работы”.
Мы должны отдать должное нашим отцам и матерям, трудившимся в тяжелейших условиях военного времени и не пожалевшим своего здоровья и жизненных сил для восстановления Донбасса и победы над фашисткой Германией.
За два года самоотверженного труда наших людей было восстановлено и введено в эксплуатацию 69 основных шахт. Шахтеры Донбасса дали стране свыше 20 млн. тонн угля. Металлурги и строители восстановили 9 доменных и 33 мартеновские печи. В строй вступила самая мощная на Юге доменная печь №3 завода “Азовсталь“. За истекшее время металлурги дали стране свыше 1 миллиона 200 тыс. тонн чугуна, 1.400 тыс. тонн стали, 900 тыс. тонн проката. Восстановлено 60 коксовых батарей, работало 10 заводов огнеупорных изделий. Гигант машиностроения – Новокраматорский завод был награжден орденом Ленина, Горловский завод – орденом Трудового Красного знамени. Возрождалась энергетическая база области. К маю 1945 г. были восстановлены 13 промышленных электростанций. На всем протяжении восстановлены магистрали Южно-Донецкой и Северо-Донецкой дорог.
Донбасс успешно справился с трудностями и достойно встретил победу Советского Союза 9 мая 1945 г.

Нач.отдела информации и использования документов госархива Донецкой области Максимчук Т.А.

0 ответ на “Восстановление Донбасса

  1. На всем протяжении восстановлены магистрали Южно-Донецкой и Северо-Донецкой дорог.


    Не на всём! Участок ЮДЖД Красноармейское – Павлоград восстановили лишь в 50-х г.г. силами "Донбасстрансстроя". Об этом писАли многие газеты того времени. Например, "Железнодорожник Донбасса".

Добавить комментарий